История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне

Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
Страница 6

Эффективно проявила себя в годы войны наркоматская система — центральное звено государственного управления. Во-первых, по-новому проявилась предвоенная тенденция усиления роли отраслевых наркоматов, управлявших сложнейшим отраслевым комплексом хозяйства. Во-вторых, уточнены функции и распределение объектов управления наркоматов в соответствии с потребностями войны. В-третьих, увеличено количество наркоматов, управлявших работающими на нужды войны отраслями. Для обеспечения вооруженных сил новейшими видами военной техники в сентябре 1941 г. создан наркомат танковой промышленности, а в ноябре 1941 г. — наркомат минометного вооружения (на базе упраздненного наркомата общего машиностроения). В 1942 г. создан Комитет по учету и распределению рабочей силы при СНК СССР, проводивший мобилизацию трудоспособного населения. При областных и краевых исполкомах созданы бюро по учету и распределению рабочей силы. Оформилась сложившаяся еще до войны система централизованного обеспечения промышленности кадрами во главе с Главным управлением государственными трудовыми резервами. В-четвертых, по Закону «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» от 1 июля 1941 г. наркомы, директора предприятий, начальники строек получили очень широкие права в использовании материальных, денежных ресурсов, перераспределении капитальных вложений и др., т. е. появилась тенденция децентрализации отдельных звеньев Государственного управления.

Одна из особенностей управления военного периода заключалась и в том, что его рабочий аппарат вынужден был функционировать в условиях эвакуации ряда властных структур. Из 41 одного наркомата и других органов центрального звена управления в первые же месяцы войны покинули Москву 18, частично— 23 учреждения. Высшие конституционные и чрезвычайные органы управления, их главы всю войну находились в Москве, даже в тяжелое осеннее время 1941 г., когда Москва была в полосе видимости из вражеских окопов.

Работники управления всю войну работали в ужесточенном режиме в связи с нехваткой кадров, без очередных и дополнительных отпусков, при обязательных сверхурочных работах от одного до трех часов в день с полуторной оплатой. Широко применялся в управленческих структурах, на производстве труд подростков, инвалидов войны, престарелых. Применительно к задачам и условиям войны перестроена работа правоохранительных органов. В системе юстиции по июльскому 1941 г. указу Президиума Верховного Совета СССР образованы военные трибуналы при армейских подразделениях, на речном, морском, железнодорожном транспорте. Они имели чрезвычайные полномочия, функционировали под управлением НКЮ СССР, под надзором коллегий Верховного Суда СССР и специальных прокуратур. Дела слушались в закрытом процессе, рассматривались в предельно короткие сроки, приговоры не подлежали кассационному обжалованию, исполнялись немедленно после вынесения. В местностях, объявленных на осадном положении, применялся без судебного разбирательства расстрел к «провокаторам, шпионам и прочим агентам врага». Деятельность Главного управления военной контрразведки (СМЕРШ) под руководством непосредственно наркома обороны сосредоточена на выявлении и обезвреживании вражеских агентов, их пособников в наступавшей армии, прифронтовой зоне, на освобождаемой территории.

Органы государственного управления прочно опирались на профсоюзные, комсомольские, кооперативные и другие массовые общественные организации, которым были присущи энтузиазм и самоотверженность, самостоятельность и творческая инициатива, значительно возросшие в годы войны на почве советского патриотизма и дружбы народов СССР.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Политика официальных властей в восточных вилайетах Турции в социально-экономическом и правовом аспектах. Экономическое и социальное развитие Северо-Западного Курдистана
Курдский вопрос уже многие годы занимает особое место в общественном развитии Турции, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические, национальные процессы и международные отношения. Сущность его состоит в экономической отсталости районов, в политическом бесправии курдского населения, медленном развитии его общ ...

Сущность и содержание новой экономической политики
Первые шаги к НЭПу осуществлялись под руководством Ленина. На Х съезде РКП (б) (март 1921 г.) принимается решение о замене продразверстки продовольственным налогом. Это была значительная уступка крестьянству. Теперь оно должно было платить вместо продразверстки продналог, который был в два раза меньше продразверстки. Крестьяне получили ...

Раздел Советским Союзом и фашистской Германией польских территорий
После вступления советских войск на территорию Польши отношения Англии и Франции с Советским Союзом резко обострились. 19 сентября в Москве была получена англо-французская нота, в которой требовалось прекратить продвижение и вывести советские войска из Польши. В противном случае, говорилось в ноте, в соответствии с польско-французским с ...