История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне

Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
Страница 3

Удалось преодолеть временную заминку в функционировании различных уровней и звеньев управленческой системы, связанную с внезапностью, масштабностью, стремительностью и широкой фронтальностью фашистского наступления. Конституционные органы стали действовать по принципу «управлять по-военному», обновлен личный состав госаппарата, по-новому расставлены кадры, усилено единство, произошло своеобразное слияние совместной работы государственных и партийных органов под руководством последних, что обусловило концентрацию полномочий, персонализацию партией, ее аппаратом и лидерами управленческих функций.

Чрезвычайный характер, приданный всем звеньям управленческой системы как по вертикали, так и по горизонтали, проявился по двум направлениям: 1) милитаризованные, максимально централизованные конституционные органы действовали в чрезвычайных условиях, выполняли чрезвычайные функции, применяли чрезвычайные методы, добивались чрезвычайных результатов; 2) создана система чрезвычайных, не конституционных, с особыми полномочиями органов, функционировавших на чрезвычайной, не предусмотренной Конституцией СССР нормативно-правовой основе.

Основными чрезвычайными органами являлись: Ставка Главного командования, замененная последовательно Ставке Верховного командования (СВК), Ставкой Верховного Главнокомандования (СВГК), Государственный комитет обороны (ГКО), областные и городские комитеты обороны, Совет по оккупации, Комитет по эвакуации продовольственных запасе промышленных товаров и предприятий промышленной Управление по делам эвакуации при СНК СССР и местные, республиканские, краевые, областные управления, эвакопункты

железных дорогах, речных портах, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Комитет по разгрузке транзитных грузов, Транспортный комитет и др. Они создавались по итогам коллективного обсуждения тогда же разработанных проектов, оформлялись соответствующим законодательным порядком без изменения Конституции СССР. Учреждались соответствующие должности, аппараты, вырабатывалась в творческих поисках технология чрезвычайного управления.

Чрезвычайность не исключала конституционную основу управления, а сочеталась с ней. Продолжали функционировать конституционные органы в центре и на местах. Чрезвычайные органы состояли из представителей конституционных органов, силами и аппаратом которых осуществлялись решения чрезвычайных органов.

Особые функции приданы образованной 2 ноября 1942 г. Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, деятельность которой высоко оценена Международным военным трибуналом (г. Нюрнберг, 20 ноября 1945 г. — 1 октября 1946 г.).

Конституционные и чрезвычайные органы осуществляли увеличившийся объем разнообразных функций в экономической, социально-политической, духовно-культурной сферах общества, по-новому проводили внутреннюю и внешнюю политику в зависимости от периодов войны, наибольшее внимание уделяли военной, организаторской, идеологической работе, им было придано приоритетное, мобилизующее значение.

СВГК осуществляла военно-организаторские функции, управляла вооруженными силами через НКО и Генштаб, разрабатывала стратегические военные операции. В ее составе под председательством Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина работали С. М. Буденный, К. Е. Ворошилов, Н. Г. Кузнецов, В. М. Молотов, Н.А. Булганин и занимавшие последовательно пост начальника Генштаба Г. К. Жуков, Б. М. Шапошников, А. М. Василев-кий, А. И. Антонов. Представители СВГК осуществляли непосредственную связь с командующими фронтами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Коллективизация с\х 1-3 пятилетки, цели, осуществления. Итоги и последствия коллективизации
Коллективизация СССР. К середине 20-х годов наша страна на основе реализации новой экономической политики достигла значительных успехов в укреплении хозяйственного и политического положения. Приближалась к концу работа по восстановлению народного хозяйства. В 30-е годы в СССР была решена еще одна крупнейшая проблема - было проведено п ...

Государственные права княжат и их уменьшение.
Такое ограничение коснулось княжеских вотчин ранее, чем боярских, потому что с владением этими вотчинами связаны были государственные права. Потеряв свою внешнюю независимость и самостоятельность, сделавшись слугами Московского государя, князья при всем том продолжали оставаться князьями-государями в своих уделах. Они творили в них суд ...

Характерные черты торговли
Уже в XVI-XVII веках Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок. В XVII веке в Москве торговое, купеческое сослов ...