История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне

Феномен эффективности советского государственного управления в Великой Отечественной войне
Страница 4

Своеобразным органом был ГКО СССР, созданный 30 июня 41 г. совместным постановлением Президиума Верховного Совета и СНК СССР, ЦК ВКП(б). Он наделен неограниченными полномочиями, объединил государственные, партийные, общественные начала управления, стал чрезвычайным и авторитетным органом власти и управления, возглавил вертикали советского, партийного, всего гражданского управления сражавшегося государства. Возглавил ГКО председатель СНК СССР, секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин, что означало высшую степень централизации управления, сосредоточения, совмещения его различных форм в руках одного должностного лица. Входившие в его состав В. М. Молотов, Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (в ноябре 1944 г. его заменил Н. А. Булганин), Г. М. Маленков, затем А. И. Микоян, Л. М. Каганович занимали высшие государственные и партийные должности, курировали в ГКО конкретные сферы политики, экономики, военного строительства. Поскольку высшие руководители страны одновременно входили в состав ГКО, Политбюро, Ставки, Совнаркома, то их решения оформлялись зачастую как директивы и постановления того или иного органа управления в зависимости от характера рассматриваемого вопроса.

ГКО не имел регламента работы, своего исполнительного аппарата, заседания его проходили в любое время суток. До предела была упрощена процедура принятия решений, поощрялась инициатива ответственных лиц, обеспечивался деловой характер работы. Вопросы обсуждались оперативно и основательно, мнения высказывались четко, определенно, аргументированно мотивировались. При расхождении мнений, спорах создавались комиссии из представителей крайних сторон, которые на следующем заседании докладывали согласованные предложения. Около 10 тыс. решений, постановлений военного и хозяйственного характера принял ГКО до своего упразднения 4 сентября 1945 г. Они имели силу законов военного времени, исполнялись беспрекословно всеми органами управления, организациями, гражданами[12; С.16] Уполномоченные ГКО проводили его решения во всех союзных и автономных республиках, в основных отраслях народного хозяйства. Созданы были областные и около 60 городских комитетов обороны из первых должностных лиц областей и городов, которые находились в зоне боевых действий я вблизи линии фронта или входили в радиус действия вражеской авиации, а также там, где базировались корабли военно-морского и торгового флотов, в других стратегически важных регионах. Они объединяли военную и гражданскую власть, были тесно связаны с военным командованием, опирались на местные государственные и общественные организации, создавали оперативные группы для срочного решения вопросов, имели институт уполномоченных, руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, формированием добровольческих подразделений, противопожарных и санитарных дружин, организацией МПВО, налаживали мирную жизнь в освобожденных от оккупации городах и прекращали свою деятельность после ликвидации непосредственной угрозы городу, области.

С 15 июля 1941 г. по 9 октября 1942 г. во всех частях РККА и на кораблях ВМФ функционировал институт военных комиссаров и политруки в ротах. Комиссарами назначались кадровые армейские политические работники, мобилизованные работники советских, партийных, комсомольских органов, руководители производственных трудовых коллективов. Они обеспечивали идейно-политическое воспитание личного состава, мобилизованных в армию граждан из запаса, помогали новым командирам, многие из которых тоже пришли с мирной работы. В указе Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 г. отмена института военных комиссаров мотивирована тем, что он выполнил возложенные на него задачи. Тогда же введен институт заместителей командиров по политической работе (замполитов). Вывшие комиссары получили воинские звания, были назначены замполитами или командирами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Основные причины неэффективности социальной адаптации пауперов. Пауперы как класс английского общества
Почему политика английской монархии, проводимая на протяжении более чем ста лет, оказалась настолько неэффективной? Несомненно, это было предопределено рядом сложных экономических и социальных процессов. Однако во всех государственных актах наряду с этим указывалась ещё одна причина – нежелание «злостных» бродяг и нищих заниматься честн ...

Принятие христианства
Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство. Христианство с его моноте ...

Великое отступление
В конце октября 1914г. русские войска вновь вторглись в Восточную Пруссию. На 10 февраля 1915г. было назначено большое наступление в районе Мазурских озёр с целью полного овладения этой провинцией. Но 7 и 8 февраля немцы, опередив русских, сами начали здесь наступление, стремясь окружить 10-ю армию. Её основным силам удалось избежать ги ...