История » Жизнь и быт крестьян Кондопожского края в конце XIX – начале XX вв. по материалам периодики Олонецкой губернии » Материалы о населении и населенных пунктах Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии. Описание и состояние деревень Кондопожского края

Материалы о населении и населенных пунктах Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии. Описание и состояние деревень Кондопожского края
Страница 1

По карте Карелии видно, что большинство поселений расположено по прибрежно-озерному типу. К сожалению, из газеты мы не можем выявить такую обусловленность, но И.А. Чернякова в своей монографии “Карелия на переломе эпох объясняет такую плотность поселений в XVII в. выходом на поверхность особого минерала - шунгита, увеличивающего плодородие почв. “Именно этим объясняется наибольшая плотность населения около оз. Сандал и между Спасской Губой и оз. Кончезером…”[36] Очевидно эти поселения сохранились до наших дней.

В январских номерах 1849 г. была опубликована писцовая книга Олонецкого края за 7136-7137гг. (1628-1629 гг.) В этой публикации перечисляются села и деревни Петрозаводского уезда, включая и несколько деревень Кондопожской волости: “…в Шуньгском погосте выставка на Мунозере, на тяглой земле, деревня у часовни в Большом Наволоке. А в ней поставлена церковь Св. пророка Ильи. Того же Шуньгского погоста выставка волостка Кондопога. А в ней церковь во имя Успения Пречистые Богородицы”[37]. Исходя из этого, можно

сделать вывод, что от Кондопожского погоста начинают отходить деревни и появляться новые погосты (Шуньгской, Сунский).

В 1909 году в журнале “ВОГЗ" был помещен очерк крестьянина С. Юпланова “Село Кондопога”. Крестьянин Юпланов С. составил своеобразную серию очерков об этой деревне. Он описал быт крестьян, состояние прихода, занятия крестьян и т.д. (обо всем этом далее - в других частях).

Юпланов писал, что “Кондопога - село немалое - около ста домов, раскинувшееся на пространстве почти трех верст". В ней две церкви и две часовни, волостное правление, почтовое отделение, два училища, ветеринарный фельдшер, фельдшер медицинский и акушерка[38].

В 1911 году некто И.Е. Басаргин напечатал в "ВОГЗ" свою статью о селе Спасская Губа, которое расположено приблизительно в 50-ти километрах от Кондопоги. В селе расположено местное волостное правление, фельдшер, полицейский урядник и две лавки. А в 15-ти верстах на севере от Спасской Губы расположено одно из обществ Спасопреображенской волости - Пялозерское, состоящее из 12 селений. Кроме Уссуны и Шушков, остальные не имеют летних колесных дорог, которые соединили бы эти селения с Петрозаводском, Кондопогой, Спасской Губой и другими селениями. Если нужно крестьянину съездить в город, то приходится нанимать телегу в Спасской Губе за ту цену, что предложат, т.к на своей телеге добраться невозможно. До Спасской ему приходится добираться пешком или верхом на лошади. Закупленные в городе товары, кроме как на плечах от Спасской Губы до селения своего крестьянину не донести, а верховая езда очень опасна из-за валунов и валежника.

В 10-ти селениях этого общества находится 167 дворов, жителей всего 903 (431 мужчина, 472 женщины) - и они совершенно отрезаны от внешнего мира.

Автор этой статьи (И.Е. Басаргин) пишет, что “население хлопочет о проведении дороги перед Петрозаводским уездным земским собранием уже больше семи лет, и пустило на это предприятие уже 300 рублей от продажи леса”. Но ходатайство до сих пор не было удовлетворено[39].

Назвавшийся “Местным", крестьянин села Лычный Остров поведал читателям "ВОГЗ" о проблеме своей деревни, которая по существу была у многих селений Кондопожского края.

“Лычный остров - поистине забытый уголок Петрозаводского уезда" - пишет автор. На самом деле это было почти так. Село Лычный Остров расположен в северном конце озера Сандал (как видно из названия - на острове). А другие деревни Лычноостровского прихода разбросаны по берегам озера.

Ближайший почтовый пункт имеется в Тивдии (в семи верстах от Лычного). Но корреспонденция нередко доходит только через месяц-другой, а может и затеряться. Кондопожской почтовое отделение находится от Лычного Острова, если считать водным путем - 45 верст, а по сухому пути - 60 верст. Оттуда почтовые отправления получают только через Кондопожское волостное правление, потому что все письма и пакеты для Лычного передаются в правление. Однако Кондопога лычноостровитянами посещается редко. А узнать, кто поедет в Кондопогу из других деревень очень трудно - нужно перебираться на другой берег и искать “ездоков” в Кондопогу. Да и то “ездок” не всегда доставит пакет прямо в Лычный, а оставит ждать случая там очутиться. Таким образом, бумаги, приказы, газеты и другие пакеты доставляются медленно.

“Местный” писал, что было бы отрадно, если бы из ближайшего Тивдийского почтового отделения все бумаги и письма доставлялись отдельной службой и своевременно, т.е. предоставили специальный прогон корреспонденции[40].

В указателях к газете “ОГВ” д. Тивдия отводится около десяти упоминаний, но как бы ни было странно о самой деревне в статьях не сказано ни слова. Это объясняется тем, что рядом с деревней расположены Тивдийские мраморные ломки и все внимание уделено им. Найти кое-какие сведения о деревне Тивдия мне удалось в монографии Н.Я. Озерецковского: “Деревня Тивдия лежит по реке Тивдии ниже мраморной ломки; в ней живут государственные крестьяне и некоторые петрозаводские купцы. Выше сей деревни, от правого берега реки, настлан по земле бревенчатый мост, по которому переволакивают мрамор в Сандал-озеро”[41].

Страницы: 1 2

Начало протекционизма
В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения. Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значите ...

Турчанинов Г.Ф. "Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка" Владикавказ "Ир" - 1990г. (240 с.). Развитие просвещения у осетин
Начало развития просвещения у осетин относится ко второй поло-кипе XVIII в. — к периоду развития русско-осетинских отношений. Одним из наиболее важных событий того времени явилось открытие в 1764г. в Моздоке первой осетинской школы, основанной Осетинской духовной комиссией. Эта школа предназначалась для подготовки миссионеров из коренны ...

Принятие христианства
Попытка Владимира поставить языческую религию на службу раннефеодальному государству не дала желаемых результатов. Язычество во второй половине Хв. уже не отвечало уровню социального, политического и культурного развития страны. В других славянских странах в это время языческую религию уже сменило христианство. Христианство с его моноте ...