История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Страница 2

Нэповская перестройка управления воплотилась в расширении его демократических принципов, экономических методов в трестировании, акционировании, синдицировании промышленности, поддержке концессионной, смешанной, кооперативной форм государственного капитализма, разветвленной банковской системы, развитии товарно-денежных, рыночных отношений» проведении финансовой и денежной реформ, частичной денационализации и приватизации мелких и средних предприятий, использовании частного и иностранного капитала и др.

Произошло более четкое разделение функций государственных управленческих структур, усилена роль ВСНХ, местных СНХ в руководстве экономикой, изменена внутренняя структура ВСНХ, изымались из ведения его главных комитетов и передавались непосредственно предприятиям многие вопросы, что определило тенденции упразднения разбухшей в военное время системы главкизма и развития хозяйственной самостоятельности предприятий.

В системе государственного управления возникли структуры, ведавшие сферами внутренней торговли (Комиссия СТО, наркомат), концессий (главный концессионный комитет), кооперации, кредита и др., что изменяло априорные догматические и военно-коммунистические представления о характере советского управления.

В 1922 г. вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданский процессуальный, Уголовно-процессуальный, Трудовой и другие кодексы РСФСР, которые юридически оформили единое правовое пространство государственного нэповского управления, правовые основы регулирования и пределы частно-хозяйственной деятельности при определяющей роли государственной собственности.

Конституционность основ советского управления — фундаментальное направление его реформирования в межвоенные 20-30-е гг., сначала на основе Конституции РСФСР, затем — Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. В первые годы нэпа управление перестроено на основе Конституции РСФСР 1918 г. Восстановлена была выборная основа органов управления с ее специфическими чертами: прямые выборы с открытым голосованием в сельские и городские Советы, многоступенчатые — в высшие органы власти и управления; избирательные участки — по предприятиям, территориальные — для неохваченного производством населения, преимущество в нормах представительства Для рабочих по отношению крестьянству; лишение избирательных прав семи категорий лиц; многопартийность Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Возросла роль выборных всероссийских и местных съездов Советов в формировании исполнительных управленческих структур из депутатов, увеличен количественный состав представительных, исполнительных органов, усилена их ответственность перед трудящимися. На заседания Советов привлекались рабочие, крестьяне, заседания местных Советов проводились нередко в рабочих кварталах, на промышленных предприятиях. Работники органов власти и управления регулярно отчитывались перед населением, информировали трудящихся о всех мероприятиях советской власти. С целью усиления надзора за государственным аппаратом, упрощения его, устранения бюрократизма, волокиты возвышалась роль рабоче-крестьянской инспекции, в работе которой участвовали широкие массы рабочих и крестьян. Изменились в сторону демократизации, упорядочены на конституционной основе взаимоотношения центральных и местных органов управления, расширены права, самостоятельность последних. Они стали функционировать на основе законно изданных в развитие Конституции специальных Положений (1922 г.) о губернских, уездных, городских, волостных Советах, их исполкомах. Активизации их служил лозунг оживления Советов после войны[11; С.39].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Политика официальных властей в восточных вилайетах Турции в социально-экономическом и правовом аспектах. Экономическое и социальное развитие Северо-Западного Курдистана
Курдский вопрос уже многие годы занимает особое место в общественном развитии Турции, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические, национальные процессы и международные отношения. Сущность его состоит в экономической отсталости районов, в политическом бесправии курдского населения, медленном развитии его общ ...

Постсоветский период историографии российского революционного терроризма
Конец XX столетия, как и его начало, ознаменовался волной террористических актов. Историческая наука не могла не отреагировать на этот вызов. Первоначально большое влияние на развитие историографии российского революционного терроризма оказывали тенденции политической декоммунизации. С позиций теории правого государства критиковал прак ...

Операция “Кольцо”.
Таким образом, к концу декабря 1942 года внешний фронт отодвинулся от окруженной под Сталинградом группировки на 200-250 километров, проходя по линии Новая Калитва – Милиллерово – Морозовск – Зимовники. Кольцо советских войск, непосредственно охватывающее противника, образовывало внутренний фронт. Территория, которую занимал противник, ...