История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Страница 5

Плановость стала характерной чертой государственного управления, механизм которого функционировал сначала на основе перспективного плана ГОЭЛРО, а с конца 20-х гг. — на основе пятилетних планов, имевших силу закона. Плановость придала новый качественный образ государственному управлению, способствовала целенаправленному и согласованному функционированию всех звеньев управленческого механизма, что повысило его эффективность и предотвратило глубокие кризисы советской модернизации общества. Сложилась система планового управления страной, всеми основными сферами ее жизни.

Дифференцировано управление по отраслям в связи с реконструкцией и созданием многоотраслевой экономики. Упразднена вертикальная система ВСНХ в центре и на местах.

На базе союзно-республиканского ВСНХ в 1932 г. образованы наркоматы тяжелой, легкой, лесной промышленности, которые обеспечили быстрое развитие отраслей. Наркомтяжпром превратил свою отрасль в базовую для развития всего народного хозяйства. Наркомлегпром подтянул во второй пятилетке темпы этой отрасли к темпам тяжелой. Возникли и другие новые наркоматы путем реорганизации и разделения существовавших. Из наркомата путей сообщения выделен наркомат водного транспорта, из Наркомзема — наркомат зерновых и животноводческих совхозов. Наркомат труда упразднен, слит с ВЦСПС, которому переданы все средства соцстраха, санатории, дома отдыха научные институты, имущество, помещения и кадры. ВЦСПС приобрел необычный статус органа общественного управления который руководил сферами организации труда.

На рубеже 20—30-х гг. внедрена во всех советских и хозяйственных органах функциональная система построения аппарата. Позднее она заменена производственной и производственно-территориальной системой[14; С.10].

Реформирование системы государственного управления во второй половине 30-х гг. проведено на основе новой Конституции СССР (1936 г.).

1. Оно отразило качественно новое состояние общества, единоукладную социалистическую экономику, утвердившуюся общественную собственность на средства производства, новую социальную структуру общества (союз рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции), отсутствие эксплуатации трудящихся частным капиталом, безработицы, безграмотности, беспризорности, нищеты и других унаследованных от дореволюционного общества социальных пороков.

2. Управление реализовало власть трудящихся. Его органы формировались Советами депутатов трудящихся, избиравшимися впервые в отечественной истории путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании в одномандатных округах.

3. Участие трудящихся в органах власти и управления обеспечивалось гарантированными и равными правами на труд, отдых, материальную обеспеченность в старости и в случае болезни, потери трудоспособности, бесплатное образование от дошкольного до вузовского и медицинскую помощь. Гарантированные Конституцией широкие права, свободы трудящихся должны были обеспечить подлинно демократический характер формирования и деятельности органов государственного управления на благо народа. Врагами народа объявлялись лица (ст. 131), покушавшиеся на конституционные социальные устои, основы советского управления.

4. Законодательно закреплена и такая конституционная основа власти и управления, как роль ВКП(б), которая согласно ст. 126 представляла ядро всех общественных и государственных организаций трудящихся1. Сложившаяся реально, фактически эта основа породила своеобразную систему партийно-государственной власти и управления с приоритетной ролью партии. Утвердилась официально практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этажах управления, что консолидировало властные и управленческие структуры. Все больше государственных решений принималось совместно с партийными органами, а партийные решения воспринимались государственными органами как обязательные для них. Партийные инстанции в соответствии с принципом «кадры решают все» активно и целенаправленно формировали персональный состав органов власти и управления, расширили номенклатурный институт, который к концу 30-х гг. охватил всю систему государственного и общественного управления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рост безработицы и обеднение работающих
Материальное обнищание усугубляется потерей работы, ощущением социальной изоляции. Масштабы распространения этого типа обеднения не отражаются статистикой безработицы, так как в ней учитывается лишь зарегистрированная безработица. Уровень её составил в 1994 году 0,8%. Так в июне 1994 года число зарегистрированных безработных составило ...

«Эпоха дворцовых переворотов» и ее роль в истории России
Период с 1725 г. (смерть Петра I) до 1762 г. (воцарение Екатерины II) известен как «эпоха дворцовых переворотов». За это время сменилось шесть монархов, при этом трое из них (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна) пришли к власти с нарушением Указа о престолонаследии 1722 г. и дважды (1741 и 1762 гг.) совершались дворцовые пер ...

Губернская администрация. Новая губерния
Новая губерния объединяла 7 уездов: 1. Самарский уезд (сформирован из частей Самарского и Сызранского уездов Симбирской губернии) 2. Ставропольский уезд (из Симбирской губернии) 3. Бугульминский (из Оренбургской губернии) 4. Бугурусланский (из Оренбургской губернии) 5. Бузулукский (из Оренбургской губернии) 6. Николаевский (из Сар ...