История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Страница 1

Послевоенные реформы управления начались весной 1921 г. в условиях кризиса власти, общества, обусловленного разрушительными последствиями Первой мировой и Гражданской войн, небывалой в истории антироссийской иностранной военной интервенции, разгулом мелкобуржуазной стихии, обострением идейно-политического, гражданского противостояния внутри страны, геополитического и социокультурного соперничества западной и российско-советской цивилизаций[9; С.67].

Реформы управления опирались на революционное творчество трудящихся, их стремление идти вперед, реализовать выбор 1917 г., воплотили идеи безальтернативной замены старого образа государственного управления, основанного на принципах власти крупных собственников, угнетения и эксплуатации человека труда частным капиталом, новым образом управления, основанным на принципах народной собственности и власти, без угнетения и эксплуатации человека человеком. На собственном опыте 1917-1920 гг. трудящиеся убедились в преимуществах, способностях советского типа управления защищать коренные интересы абсолютного большинства населения, решать как насущные задачи, так и долговременные проблемы. Укреплялась надежда на то, что управление преодолеет социальный хаос, вызванный потрясениями предыдущих лет, обеспечит стабильность и порядок на путях антикапиталистической модернизации, осуществит принципы социальной справедливости, равенства, демократии. Народная поддержка стала источником послевоенной перестройки управления.

В ходе демилитаризации был совершен в основном переход от милитаризации, тотального военно-коммунистического огосударствления органов управления к мирным задачам и нэповским методам управления. Отказ от военной чрезвычайщины позволил упразднить военно-революционные комитеты, ревтрибуналы, чрезвычайные комиссии, преобразовать часть чрезвычайных органов, освободить конституционные органы от чрезвычайных методов. Своеобразно преобразована и затем ликвидирована ВЧК РСФСР по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Сначала был сужен объем ее чрезвычайных функций, усилены в ее работе начала законности, приданы задачи ликвидации детской беспризорности - этого страшного наследия прошлого в виде 5,5 млн беспризорных детей. Хорошо организованный и разветвленный аппарат ВЧК осуществлял призыв Ф. Э. Дзержинского «Все на помощь детям!», создавал детдома, трудовые коммуны и колонии, собирал продовольствие и необходимые средства для содержания детей, проводил субботники в пользу детей, передал под детдома отобранные у богачей лучшие особняки и загородные дачи, сотрудничал с Американской организацией помощи голодающим, фондом помощи Фритьофа Нансена и др. В 1922 г. упразднены ВЧК, а также ее местные и транспортные, фронтовые, армейские чрезвычайные комиссии, образовано Государственное политическое управление с новыми функциями в составе СНК РСФСР. Из ведения ВЧК, ГПУ, других административных органов изъяты судебные функции, переданные народным судам. До 1936 г. продолжала функционировать лишь созданная в 1920 г. при СНК Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ВЧК ЛБ), которая руководила обучением неграмотных и малограмотных взрослых с помощью добровольного общества «Долой неграмотность», возглавляемого председателем ВЦИК М. И. Калининым, опираясь на организационную структуру системы ликбеза.

Совет труда и обороны теперь действовал на правах комиссия СНК, согласовывал деятельность ведомств, преимущественно в хозяйственном строительстве, имел в составе наркомов ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, представителей ВЦСПС, ЦСУ, возглавлялся председателем СНК В. И. Ульяновым (Лениным), преобразован (1923 г.) в ЭКОСО, в исполкомах созданы экономсовещания, координировавшие работу местных хозяйственных органов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Последние годы жизни Абдуррахмана
Тяжелая болезнь, поразившая Абдуррахмана и усилившаяся в последние годы его жизни, часто не давала ему возможности лично руководить государственными делами, во всяком случае в той мере, как прежде. Фактическая власть нередко переходила к распоряжавшимся от его имени доверенным приближенным. С их влиянием должен был считаться даже Хабибу ...

Отметки на документе
В XIX в. в правилах оформления документов большое место отводилось "особым отметкам". Они подчеркивали степень важности документа: "нужное", "весьма нужное", "секретное", "в собственные руки", "конфиденциально", "строго конфиденциально". Эти отметки делались на правой ...

Опричнина.
В.О.Ключевский писал об опричнине: "Учреждение это всегда ка­залось странным как тем, кто страдал от него, так и тем, кто его исследовал". История опричнины началась к концу 1564. А события этого периода развивались следующим образом: 3 декабря 1564 Иван грозный со своими детьми и царицей в сопровождении охраны отправились на ...