История » Система управления в СССР в 30-40 годы » Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.

Основные направления реформ государственного управления в межвоенные 20-30-е гг.
Страница 4

На III—IV Всесоюзных съездах Советов обсуждались доклады правительства, принимались развернутые решения по вопросам советского строительства, где определялись принципиальные вопросы организации управления, статуса его отдельных структур. Разработаны кодексы СССР, уточнено соответственно республиканское законодательство по вопросам организации и функционирования органов управления.

Конституции СССР и союзных республик обеспечили равноправие, демократический централизм и суверенитет республиканского управления. Республики сохранили за собой все атрибуты независимости в делах внутреннего самоуправления, имели свои конституции, территории, органы власти и управления, правовую систему, гражданство в составе единого союзного гражданства, бюджеты, право приостанавливать на своей территории распоряжения СНК СССР, опротестовывать, не приостанавливая действия, декреты и постановления союзного правительства, печатать не только республиканские, но и союзные документы на общеупотребительных в республиках языках. Республики сохранили за собой право свободного выхода из Союза, а соответствующая статья, где зафиксировано это право, могла быть изменена, ограничена или отменена только при согласии всех республик, входивших в СССР.

Новая Конституция РСФСР, принятая Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г., исходила из концепции единого союзного конституционного пространства, имела подробные разделы об экономическом строе, автономных республиках, областях, системе органов власти, управления, их задачах, функциях, организации, взаимоотношениях с органами Союза и других союзных республик. Подробно зафиксированы положения о компетенции органов власти и управления субъектов РСФСР.

Совершенствовался порядок взаимоотношений союзных и республиканских органов управления. Последние осуществляли директивы соответствующих союзных структур, а также подчинялись своим ЦИК и СНК. В 20-е гг. определилась тенденция «линейной» связи, ведомственной вертикальной подчиненности от союзных через республиканские к краевым, губернским, областным, окружным и другим местным органам управления, в составе которых создавались соответствующие ведомственные структуры. Местное управление перестраивалось по мере изменения административно-территориального деления, районирования, упразднения губерний на рубеже 20-30-х гг., округов, образования областей на территориях краев, которые с 1924 г. по 1936—1937 гг. являлись крупными административно-территориальными единицами. Заметным звеном местного управления стали и районные органы, возникшие вместо уездных тоже на рубеже 20-30-х гг. и в последующие годы. Проведена «коренизадия» местного управления, аппарат которого формировался из лиц коренных национальностей. На их языках осуществлялось и местное делопроизводство. Местные органы подпитывали своими кадрами республиканские и союзные органы управления.

В условиях перманентного и острого дефицита образованных специалистов-управленцев личный состав органов управления формировался и за счет рабочих, крестьян («выдвиженцы»), ускоренного их обучения, что определило своеобразие формирования советской бюрократии, управленческой элиты.

Работа аппарата управления в центре и на местах упорядочена в соответствии с разработанными Рабкрином нормами, уточнены функции, штаты, техника управления, отчетность, сокращены расходы. НК РКИ совместно с ЦКК контролировал работу госаппарата с точки зрения законности и целесообразности, искоренял бюрократизм, повышал эффективность внутриведомственного контроля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6