История » Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
Страница 1

В XIX в. еврейская община России была самой большой в мире. На 1897 г. в городах и городках проживало:

в Гродненской губернии в 25 городах с общим количеством населения 254 591 человек - 148 470 евреев (58,5 процента);

в 66 городках с населением 156 033 человек - 91 253 евреев (58,5 процента).

в

Минской губернии в 11 городах с общим количеством населения 224 945 человек - 133 617 евреев, или 59,4 процента, а в 97 городках с общим количеством проживающих 208 881 человек - 124 434 евреев, ли 59,5 процента.

– в Виленской губернии в 9 городах с общим количеством 198 007 человек жило 87 315 евреев, или 44,1 процента, а в 98 городках (143 843 жителей) - 82 436 евреев, или 57,3 процента.

– в Могилевской губернии в 13 городах жило 147 187 человек, в том числе 77 393 евреев (52,6 процента), в 70 городках из всего количества жителей (139 017 человек) 79 516 были евреями, что составляло 57,2 процента. В Витебской губернии в 12 городах жило 215 918 человек, из них 113 837 евреев, в 28 местечках с общим количеством 57 564 человек - 38 189 евреев.

В конце XIX в. евреев на территории пяти белорусских губерний (Виленской, Витебской, Гродненской, Минской и Могилевской) проживало более 1200000 человек, и они были второй по численности (после русских) национальной группой местного населения, проживающей в подавляющем большинстве в городах и местечках.

20 мая 1904 г. генерал-губернатор виленский, гродненский и ковенский П.Д. Святополк-Мирский подал Николою II "Всеподданнейший отчет . ". Во "Всеподданнейшем отчете ." глубоко анализируются основы правительственного курса политики в Белоруссии и Литве, заложенные Н.Н. Муравьевым с целью тотальной русификации Северо-Западного края, показаны ее последствия.

Во "Всеподданнейшем отчете ." П.Д. Святополк-Мирский писал: « . во вверенном мне крае занимает весьма видное положение .еврейское население. Его численность в крае около 700.000 душ, что составляет приблизительно 14,5% общего числа местного народонаселения.

В настоящее время к евреям применена двойная в отношении образования система. С одной стороны они допускаются, хотя и в ограниченном количестве, в общие учебные заведения, а с другой они обладают своими училищами, пользуясь в этом отношении значительною привилегиею по сравнению с другими инородцами России. Такое положение едва ли может считаться нормальным. Чисто еврейские учебные заведения, развивая еврейскую молодежь на поприще знания, воспитывает ее в полном обособлении и увеличивают рознь между еврейской и христианской массой . Преобразование, по моему мнению, должно было бы главным образом заключаться в закрытии всех еврейских учебных заведений за исключением хедеров, подлежащих, впрочем, коренной реорганизации .

Вместе с тем я не могу, однако, не признать необходимым поднять установленный ныне процент евреев в учебных заведениях с 10% до 14%. Последний процент соответствует процентному отношению еврейского населения к общему числу народонаселения Северо-западного края и не может поэтому не считаться законным.

За последнее время замечается стремление к развитию еврейской литературы, путем издания периодических органов на еврейских языках. Этому стремлению я не нахожу возможным идти на встречу. Новизна еврейских националистических идей требует не только правительственного, но и общественного контроля, совершенно недостижимого при развитии периодической печати на еврейских языках .»

Как свидетельствует "Всеподданнейший отчет", режим исключительных законов в отношении евреев с некоторыми изменениями сохранялся в белорусско-литовских губерниях и в начале XX века.

Старейшую этноконфессиональную группу населения Гомеля образовывали евреи. Первые упоминания о гомельских евреях в исторических документах относятся к середине XVII столетия.

Непосредственно после присоединения Гомеля к России в нем проживало 1909 человек, гомелянами считалось 1692 человека, остальные были пришлыми. Из общего количества населения 593 человека были евреями, т. е. около 32 % населения собственно города или около 24 % населения «Большого Гомеля».

До начала 1890-х годов Гомель был мелким уездным городом. Значительную часть его населения составляли евреи. В 1893 в городе жило евреев: 7164 мужчин и 7308 женщин (православных соответственно 6996 и 7295) (Памятная книжка Могилевской губернии на 1895 г. С. 386, 387). По всероссийской переписи населения 1897 г. в Гомеле насчитывалось 20385 евреев, что составляло около 55% всего населения города. Число это значительно увеличилось после изгнания евреев из Москвы в 1897 г., когда они из центра стали селиться в "черте оседлости". К 1911 г. оно достигло 30 708 человек (все население города тогда составляло 79 107 человек.

В 1897 в Гомеле имелись 1 синагога, 25 штиблех (хасидских молитвенных домов), еврейская мужская гимназия.

Страницы: 1 2 3 4 5