История » Античный полис Херсонес Таврический » Культура

Культура
Страница 1

Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество—Зевс. Почитались также Гея (Земля), Гелиос (солнце) и Дева (заимствованный у тавров), что явствует из херсонесской присяги.

Культ Девы получил значительное развитие: Дева являлась покровительницей Херсонеса. В её честь в центре города был построен храм. Изображение Девы чеканилось на монетах, присутствует среди памятников искусства.

Почиталось также и иное божество, олицетворение города—Херсонас, изображение которого можно также увидеть на монетах.

В Херсонесе почитались и такие олимпийские боги, как Геракл, Афина, портреты. Известно, что на священной площади города (теменос) стояла статуя Афины высотой несколько метров.

Херсонес поддерживал религиозные связи с Делосом и Дельфами. Херсонес вносил значительные суммы в фонд храмов. Начиная с III века до н. э. в Делосе проводился праздник «Херсонесий».

В Херсонесе были распространены жертвоприношения. В жертву приносились животные, птицы и злаки. Жертвенники и алтари ставили перед храмом под открытым небом.

Древние греки верили в загробный мир, поэтому клали в могилу погребённого необходимые вещи и украшения, а также монеты.Дионис. Найдены мраморные жертвенники, посвящённые Гераклу, остатки статуй Афины, Изображения Диониса на мраморе, терракоте, его скульптурные

Количество вещей и украшений говорит об имущественном и социальном положении погребённого. Различались также способы погребения. Например, в1899 году был открыт склеп с семью погребениями. Это были сожжённые останки, часть которых находилась в урнах. Обилие украшений говорит о высоком положении погребённых.

А в 1936-1937 годах в северной части города были найдены около 130 погребений. Большинство похоронено без гробов и без каких-либо вещей. По-видимому, это могилы простого люда.

Как мы видим, в Херсонесе в то время существовало два способа погребения: трупосожжение и трупоположение. Первый способ относится скорей к элите населения Херсонеса, поэтому таких захоронений меньше: отношение примерно 1:90.

Греки называли кладбище «некрополь»—город мёртвых. Он находился за городскими стенами. На могилах ставились памятники. Они бывали разных видов: например, известняковая плита обрабатывалась в виде головы или бюста; встречались и большие надгробия в виде прямоугольных плит с фронтоном, розетками, иногда с изображением оружия и с надписью имени и отчества умершего: «Аполлоний, сын Полиарха», «Теламон, сын Епифания». Иногда имена писались на встроенных мраморных табличках.

В эллинистический период увеличивается количество инвентаря и драгоценностей в погребениях, что говорит о некотором повышении благосостояния населения.

Уровень культуры в Херсонесе был высок, чему способствовало выгодное положение города, состояние экономики и связь с метрополией и Грецией.

В это время в Херсонесе получают развитие два архитектурных ордера—дорический и ионический. Об этом свидетельствуют найденные архитектурные фрагменты, как привозные, так и местного производства. Следует отметить тонкую работу и изящество херсонесских мастеров.

Основным заказчиком выступало государство, поэтому большая часть найденных фрагментов принадлежала храмам и общественным зданиям. Античные храмы практически не сохранились, в отличие от общественных зданий. Найдены такие общественные здания: монетный двор, казарма возле городских ворот и некоторые другие. Отделка таких зданий была тщательной, применялись рустованные блоки.

О высоком развитии мозаичного искусства свидетельствует найденная в 1938 году мозаика II века до н. э., находившаяся в помещении для омовения. Мозаика составлена из морской гальки разных цветов. На мозаике изображены две человеческие фигуры, завершившие омовение, и высокая ваза (лутерия) между ними.

Скульптурные произведения Херсонеса большей частью представлены фрагментами. Найдены фрагменты, датируемые начиная с IV века до н. э. были найдены барельеф с изображением части мужской фигуры, мраморный мужской торс, остатки статуй Афины и Артемиды мраморная голова юноши и пр. Найдены также изваяния мастеров из Греции. К ним можно отнести найденные фрагменты статуи Афродиты с посвящением афинскому мастеру.

В Херсонесе было развито терракотовое искусство, расцвет которого приходится на III век до н. э. Найдена мастерская с формочками статуэток. Таких мастерских,по-видимому, было несколько, и терракотовые изделия были распространены в Херсонесе.

Декрет в честь историка Сириска свидетельствует о поощрении развития науки в Херсонесе: «Народ венчает Сириска, сына Гераклида, за то, что он описал явления Девы, и бывшие дружественные отношения между городами и Царями исследовал правдиво и согласно с достоинством государства.» По всей видимости, Сириск написал исторический труд в духе правдивости и патриотизма.

Страницы: 1 2

Поход западноевропейских рыцарей. Крестоносцы в Константинополе.
Первые отряды феодалов выступили в поход в конце лета – начале осени 1096 г. Сеньоры запаслись деньгами на время длинного пути через Европу, взяли с собой воинское и прочее снаряжение, некоторые взяли даже охотничьих собак и соколов. Кроме того, организация рыцарского ополчения была более правильной и эффективной, чем крестьянского. Одн ...

Брежневская эпоха. СССР в 1964 -1965 гг.
Вторая половина 60-х середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене. Принимаемые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не могли ост ...

Зеский собор 1613г. Воцарении династии Романовых. Правление царя Михаила Федоровича Романова. Завершение смуты и освобожд. Страны от интервентов
Всего важнее было избрать царя. Тем более, что Владислав продолжал претендовать на престол. Необходима была сильная власть и для того, что заключить мир с Польшей и Швецией, навести в стране порядок. Зимой 1613 г. был созван Земский собор, самый представительный из всех бывших до и после. Долгие и бурные заседания наконец привели к выбо ...