История » Чешские земли в второй половине XІХ в. - 1914 г. » Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.

Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.
Страница 1

Во второй половине XIX - начале XХв. инструментом для придания культуре национального характера рассматривалось образование. К концу XIXв. система образования в чешских землях представляла собой сложную многоступенчатую структуру, сложившуюся в результате многочисленных преобразований. Наиболее значительными были реформы школы в 1849г. и в конце 60-х годов, согласно которым был введен, а затем закреплен принцип всеобщей и обязательной школьной повинности для детей с 6 лет. Декабрьская Конституция 1867г. провозглашала свободу обучения и равноправия наций в школе, подтвердила верховное право государства над школой. Закон 1868г. ликвидировал конкордат государства и церкви от 1855г., отменил контроль последней над содержанием учебников, поведением учеников и преподавателей. Школьный закон 1869г. существенно увеличил объем обязательного школьного курса. В результате принятых мер в 90-х годах XIXв. чехи обгоняют немцев по уровню генерационной грамотности, на рубеже веков они занимают первое место в империи по уровню общей грамотности.

С середины XIX в. одной из целей школы становится повышение уровня всеобщего образования. Перед ней была поставлена задача готовить новое поколение профессионалов, ориентированное на проведение активной чешской политики. Для этого периода характерно издание на чешском языке научных монографий чешских ученых, переводов учебной литературы и произведений классики с других языков, научных словарей, специальных журналов, учебников, книг для детей. Особенно активно проводила эту деятельность Чешская матица.

В результате большой и плодотворной работы была значительно пополнена лексика чешского языка. Причем при подготовке большинства книг по различным отраслям знаний их авторы явно отошли от пуристских взглядов Юнгмана, широко используя общепринятые европейские научные термины, кодифицировали на практике ряд новообразований. В середине XIXв. были созданы предпосылки, чтобы чехи могли овладеть основами всех отраслей знания на чешском языке.

В 80-е годы XIXв. чешский язык становится языком обучения на всех ступенях системы образования. Необходимость просвещения, нравственного развития народа рассматривается как главная задача культуры. Разделение в 1882г. Пражского университета на чешский и немецкий стало основой процесса консолидации национальной интеллигенции. Появление самостоятельного чешского высшего учебного заведения способствовало притоку в науку новых сил, превращению Карлова университета в крупный научный центр. Придать отечественной науке европейский уровень стремились языковед Я.Гебауэр, историк Я.Голл, социолог Т.Г.Масарик, искусствовед и эстетик О.Гостинский и др. В 1890г. была образована Чешская Академия наук, словесности и искусств. Она взяла на себя публикацию источников и историографических работ. На рубеже веков началась борьба за основание второго чешского университета в Брно, за увеличение чешских учебных заведений в Моравии.

В конце XIXв. ведущие позиции в исторической науке заняла позитивистская школа, представленная тремя поколения исследователей-учеников выдающегося чешского историка Я. Голла, ориентированная на фундаментальные аналитические исследования. В этот период шло становление историко-социологического направления, определяющее влияние на развитие которого оказал Т.Г. Масарик. В начале XXв. развернулась научная деятельность Л. Нидерле, характеризовавшаяся творческим подходом к изучению прошлого славянских народов. Широкую известность получили работы по историю чешской литературы Я. Влчека.

Страницы: 1 2 3 4

Особенности российской эмиграции в Югославию. Процесс формирования и эволюции российской эмигрантской общины в Югославии
Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 3 октября 1929 г. – Королевство Югославия) было провозглашено в сербской столице Белграде 1 декабря 1918 г. на основе Сен-Жерменского мирного договора победивших в первой мировой войне стран Антанты, с одной стороны, и капитулировавшей Австро-Венгрией — с другой. Новое государство было создано ...

Основатель династии Абрикосовых
Основоположником будущей шоколадной империи считается крепостной Степан Николаев. Известно, что Степан с детства увлекался кулинарным ремеслом, особенно удавались ему варенье и мармелад из яблок и ягод. В 1804 году 64-летний Степан, видимо, порадовав старую барыню каким-то особенным угощением, уговорил старуху дать ему вольную и отправи ...

Две утопии.
Еще в начале 1974 года американский журнал «Saturday Review» попросил А.Д.Сахарова дать свой прогноз: каким станет мир через 50 лет — в 2024 году. В мае того же года статья «Мир через полвека» была написана и опубликована на английском языке, а в 1976 году она вошла в сборник произведений Сахарова «О стране и мире», который Валерий Чали ...