Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.Страница 2
Значительным вкладом в развитие естествознания явилось открытие биологом Я.Е. Пуркине клеточного ядра и создание кинескопа. Г. Мендель - первооткрыватель законов наследственности. Высокий уровень развития промышленности, быстрая модернизация производства способствовали тому, что чешские ученые и инженеры явились новаторами во многих отраслях техники и технологии производства. Большую известность получили паровые машины инженеров “пражской школы”.
В середине XIX в. о чешской национальной культуре можно говорить как о системе. В художественных произведениях, образах на первый план выдвигается тема народа. Общенациональным делом стали основание и строительство Национального театра. Его торжественная закладка в 1868г. превратилась в грандиозную манифестацию десятков тысяч людей. К проектированию, оформлению, разработке репертуара после открытия театра в 1883 г. (в 1881г. здание сгорело) была привлечена плеяда чешских мастеров - художники М. Алеш, Ф. Женишек, скульптор В. Мыслбек и др.
60-е годы - период национального подъема - стали эпохой расцвета национального искусства. В своих произведениях чешские писатели реалисты выступали против национального и социального неравенства. Так, Я. Неруда (1834-1891) в “Песнях страстной пятницы” (1882-1887) призывал к борьбе за счастливое будущее. В поэтических циклах “Сельские песни”, “Чешские сонеты”, “Чешские песни” воспевал жизнь деревни С. Чех (1846-1908). Истории борьбы чехов за сохранение своей независимости посвящены романы-эпопеи А. Ирасека (1851-1930). Его исторические романы о гуситах “Между течениями”, “Против всех”, написанные с использованием древних рукописей и документов, исторических трудов, имели открытую патриотическую направленность.
Поэтизация мифов, легенд и деревенской жизни характерна для большинства произведений художника и иллюстратора Й. Манеса (1820-1871). Его кисти принадлежат цикл картин “Времена года” для башенных часов Пражской ратуши, иллюстрации к народным сказкам и преданиям, Краледворской рукописи и др. Творчество Манеса, многогранное по жанровой направленности, открыло новый период чешской исторической, бытовой и пейзажной школы живописи.
Его традиции продолжил М. Алеш (1852-1913), художник, карикатурист и иллюстратор, воссоздавший в своих образах гуситских героев. Его циклы “Родина”, “Жизнь старых славян” были пронизаны национальным духом. Творчество этого художника оказало серьезное влияние на утверждение принципов реализма в живописи.
Известным представителем монументального реализма XIX в. стал скульптор и педагог Й.В. Мыслбек (1848-1922). Его творческая манера формировалась под влиянием романтизма Манеса, произведений поздней античности, французских монументалистов того времени в сторону неоклассики. Создатель знаменитой конной статуи святого Вацлава в Праге (1888-1913) ваял декоративные скульптуры, портреты знаменитых чешских современников (Б.Сметаны) и пр.
Основоположником чешской оперы стал композитор, дирижер, пианист, музыкальный общественный деятель и критик Б. Сметана (1824-1884). Его оперы - историческая “Бранденбуржцы в Чехии” (1863), комическая “Проданная невеста” (1866), трагическая “Далибор”, шесть программных симфонических поэм “Моя Родина”, “Чешские танцы”, преследовавшие цель патриотического и музыкального воспитания народа на близких и понятных ему образах, - отличаются народным характером музыки. Основателем чешской национальной музыки вместе со Сметаной был А. Дворжак (1841-1904). Особенностью сочинений композитора было широкое использование народных мотивов. Особенно известны его “Славянские танцы”.
Идеология
сталинизма
К середине 30-х гг. марксизм-ленинизм - государственно-партийная идеология, отождествляется со сталинизмом (Сталин как продолжатель дела Маркса и Ленина).
Всякое инакомыслие в партии подавлялось. Сталин писал труды по истории, философии, языкознанию, марксизму, выступал как главный теоретик партии, и все его идеи были вне критики. В шк ...
Культурная жизнь в Украине во
второй половине 40-х - начале 50-х гг
Развитие науки и культуры е послевоенные годы было составной частью процесса послевоенного восстановлений Украины. В годы войны почти 33 тыс. школ, техникумов, вузов были разрушены, не хватало оборудования, учебников. Школы отстраивали собственными силами, потому что основные средства государство выделяло на восстановление промышленно ...
Федерализация австрийской социал-демократии
На 5 общеавстрийском съезде, состоявшемся в Праге 5-11 апреля 1896г., начался, а на 6 общеавстрийском съезде (Вена, июнь 1897г.) организационно оформился процесс федерализации единого социал-демократического движения в Цислейтании. Образование шести самостоятельных социал-демократических партий (австрийской, чешской, польской, итальянск ...
