История » Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
Страница 4

Витебск был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. В 1862 г. в городе имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 г. в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в Витебске имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ Витебска (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.

В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в том числе 68 евреев. В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями. Шестьдесят шесть учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман. В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в том числе 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич.

К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 человек (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два.

Значительную просветительскую работу среди еврейского населения города проводили еврейские культурно-просветительные организации Витебска: Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России, Витебское еврейское литературно-музыкальное общество и Общество любителей древнееврейского языка.

Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России находилось в доме Фишковых на углу Бибкиного переулка и улицы Суворова (ныне это дом № 20 по улице Суворова, который ремонтируется под музей театра им. Я. Коласа).

В 1912 г. в нем состояло свыше 400 человек. Общество обеспечивало деятельность субботней школы, занятия в которой проходили с 5 до 8 часов вечера. В этой школе обучалось 160 учащихся, главным образом, молодые работницы швейных, чулочных и шляпочных мастерских, приказчики, прислуга. Учителями субботней школы были П. Гершевич, М. Добрин, М. Исирсон, Н. Коган, Е. Меерсон, Е. Тубин, В. Якерсон, доктор Л. Якерсон и другие.

В 1911 г. общество открыло женское пятиклассное училище, которым заведовали сначала Р. Кунина-Ландер, а затем М. Кренцель. Здесь работали Б.Ривлин, Э.Розовская, Р.Турецкая, Р. Шалыт, В.Шапиро, В.Вульфсон. Среди преподавателей женского училища был польский художник, скульптор и медальер К. Змигродский, живший в эти годы в Витебске За первые годы существования этого учебного заведения были созданы коллекция минералов, передвижной музей, который обслуживал и другие учебные заведения, библиотека, насчитывавшая в 1912 365 томов, детская библиотека памяти Веры Фишковой (в 1912 г. — 630 томов), приобретены учебные пособия и инструменты (микроскоп, 15 стереоскопов, модели человека, препараты рыб, птиц, млекопитающих). В 1912 г. общество провело две публичные лекции. Одну из них — о скульпторе М. Антокольском — прочитал его ученик, скульптор И. Гинцбург.

Финансовым источником деятельности Витебского отделения общества распространения просвещения среди евреев России были исключительно членские взносы, пожертвования, доход от лекций и вечеров. К расходам общества следует отнести выдачу пособий нуждающимся учащимся-евреям других городских учебных заведений.

Так, в 1912 г. было выдано 123 пособия учащимся еврейского начального училища, 30 — еврейского народного училища, 14 — коммерческого училища, 85 — прогимназии Хавкиной, 33 — прогимназии Давыдовой, 36 — гимназии Варвариной, 94 — гимназии Черновой, 59 — Мариинской и 49 — Алексеевской государственных женских гимназий.

Первые годы существования Витебского отделения Общества распространения просвещения среди евреев России его возглавлял Д. Финкельштейн, а с 1912 г. — Я. Юдин.

В городе в начале XX в. действовала талмуд-тора. В состав совета старейшин витебской талмуд-торы в начале XX в. входили З. Ашпер, А. Каган, М. Маркович, Л. Шалыт, А. Эйгест, Я. Юдин. В конце 1902 г. здесь работало 10 преподавателей и обучалось 257 мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет, главным образом, дети-сироты и дети бедных евреев. В сравнении с 1901 г. количество учащихся увеличилось на 62 человека. Им выдавались обеды в дешевой столовой или в специальных столовых, существовавших при отделениях талмуд-торы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Русская церковь в период правления Ивана Грозного. Духовно-нравственный облик Ивана Грозного
Детство молодого Иван IV было ужасно. Отца он не знал - Василий III умер, когда Иоанну было около трех лет. На его детство пришлись годы боярской смуты. Юный государь рос в обстановке непрекращающихся заговоров, интриг и убийств, случавшихся даже в царских палатах. Его воспитанием никто не занимался – более того – постоянно обижали и ун ...

Правление царя Алексея Михайловича. Основные направления перемен в полит. строе России. Соборное уложение 1649г. Патриарх Никон. Церковный раскол
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ [19(29) марта 1629, Москва — 29 января (8 февраля)1676, там же], русский царь из династии Романовых. Занял трон в 1645 после смерти отца, царя Михаила Федоровича. Прослыв “тишайшим” царем в “бунташный” век, Алексей Михайлович, согласно историографической традиции, не был деятельным государем, степень его участия в при ...

Петровские реформы во временной перспективе. Современные аспекты реформ
Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения. Правила рефо ...