История » Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
Страница 4

Витебск был оплотом ортодоксального иудаизма с элементами еврейской учености, присущей литовско-белорусским евреям. В 1862 г. в городе имелась 1 синагога, 8 каменных молитвенных и 24 деревянных молитвенных школ. Анализ "Ведомости о числе учившихся в 1867 г. в еврейских учебных заведениях, в губерниях виленского генерал-губернатора" свидетельствует, что в Витебске имелось 2 казенных училища 1-го разряда, в которых училось 176 мальчиков, и Витебское еврейское девичье училище, в котором училось 50 девочек. Под влиянием сионистов, главным образом рабочего направления, одна из еврейских религиозных школ Витебска (талмуд-тора) была преобразована в школу нового типа, где наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины и часть занятий велась на иврите.

В 1884 — 1885 учебном году в Витебской мужской гимназии училось 397 учеников, в том числе 68 евреев. В 1885 — 1886 учебном году в этой гимназии из 413 учеников 61 составляли евреи. Из 14 учеников VIII класса, удостоенных аттестата зрелости, трое были евреями. Шестьдесят шесть учеников-евреев обучалось в Витебской мужской гимназии в 1886 — 1887 учебном году. А всего в гимназии занималось 439 учеников. Среди 14 выпускников этой гимназии было пять евреев. Это сын купца 2-й гильдии Лейба Гаухман, сыновья мещан — Хаим Прусаков, Гилель Рубинштейн и Хаим Штейнберг и сын купца — Берка Таубман. В 1893 — 1894 учебном году в Витебской мужской гимназии насчитывалось 399 ученика, в том числе 44 еврея (10,9%). Из 16 выпускников гимназии пятеро были евреями: сыны чиновников Яков Иванович Вайнкоп, Александр Лазаревич Вейншток, сыны мещан Абрам Лейбович Дынкин и Израиль Иоселевич Зальцберг и сын купца Абрам Герцович Равич.

К началу 1894 — 1895 учебного года в Витебской гимназии было 410 учеников. Евреи составляли 45 человек (11,2%). Из 17 выпускников гимназии евреев было всего два.

Значительную просветительскую работу среди еврейского населения города проводили еврейские культурно-просветительные организации Витебска: Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России, Витебское еврейское литературно-музыкальное общество и Общество любителей древнееврейского языка.

Витебское отделение Общества распространения просвещения среди евреев России находилось в доме Фишковых на углу Бибкиного переулка и улицы Суворова (ныне это дом № 20 по улице Суворова, который ремонтируется под музей театра им. Я. Коласа).

В 1912 г. в нем состояло свыше 400 человек. Общество обеспечивало деятельность субботней школы, занятия в которой проходили с 5 до 8 часов вечера. В этой школе обучалось 160 учащихся, главным образом, молодые работницы швейных, чулочных и шляпочных мастерских, приказчики, прислуга. Учителями субботней школы были П. Гершевич, М. Добрин, М. Исирсон, Н. Коган, Е. Меерсон, Е. Тубин, В. Якерсон, доктор Л. Якерсон и другие.

В 1911 г. общество открыло женское пятиклассное училище, которым заведовали сначала Р. Кунина-Ландер, а затем М. Кренцель. Здесь работали Б.Ривлин, Э.Розовская, Р.Турецкая, Р. Шалыт, В.Шапиро, В.Вульфсон. Среди преподавателей женского училища был польский художник, скульптор и медальер К. Змигродский, живший в эти годы в Витебске За первые годы существования этого учебного заведения были созданы коллекция минералов, передвижной музей, который обслуживал и другие учебные заведения, библиотека, насчитывавшая в 1912 365 томов, детская библиотека памяти Веры Фишковой (в 1912 г. — 630 томов), приобретены учебные пособия и инструменты (микроскоп, 15 стереоскопов, модели человека, препараты рыб, птиц, млекопитающих). В 1912 г. общество провело две публичные лекции. Одну из них — о скульпторе М. Антокольском — прочитал его ученик, скульптор И. Гинцбург.

Финансовым источником деятельности Витебского отделения общества распространения просвещения среди евреев России были исключительно членские взносы, пожертвования, доход от лекций и вечеров. К расходам общества следует отнести выдачу пособий нуждающимся учащимся-евреям других городских учебных заведений.

Так, в 1912 г. было выдано 123 пособия учащимся еврейского начального училища, 30 — еврейского народного училища, 14 — коммерческого училища, 85 — прогимназии Хавкиной, 33 — прогимназии Давыдовой, 36 — гимназии Варвариной, 94 — гимназии Черновой, 59 — Мариинской и 49 — Алексеевской государственных женских гимназий.

Первые годы существования Витебского отделения Общества распространения просвещения среди евреев России его возглавлял Д. Финкельштейн, а с 1912 г. — Я. Юдин.

В городе в начале XX в. действовала талмуд-тора. В состав совета старейшин витебской талмуд-торы в начале XX в. входили З. Ашпер, А. Каган, М. Маркович, Л. Шалыт, А. Эйгест, Я. Юдин. В конце 1902 г. здесь работало 10 преподавателей и обучалось 257 мальчиков в возрасте от 8 до 14 лет, главным образом, дети-сироты и дети бедных евреев. В сравнении с 1901 г. количество учащихся увеличилось на 62 человека. Им выдавались обеды в дешевой столовой или в специальных столовых, существовавших при отделениях талмуд-торы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Междуцарствие. План государственного переворота
В ноябре 1825 г. в Таганроге неожиданно умер Александр I. Сына у него не было, и наследником престола являлся его брат Константин. Но так как Константин был женат на простой дворянке и по правилам престолонаследия не мог передать престол своим потомкам, он отрекся от престола. Наследником Александра I должен был стать следующий брат, Ни ...

Введение.
Ришелье считал себя не только государственным деятелем, но и творческой личностью. По крайней мере, он говорил, что сочинение стихов доставляет ему самое большое удовольствие. Однако, мы знаем Ришелье не по его поэтическим сочинениям. Он, прежде всего первый министр, основатель Французской академии, создатель единого государства и твор ...

Реформы Николая II, их результаты и последствия
Молодой император Николай II (1894-1917) с самого начала своего правления заявил о себе как принципиальном стороннике самодержавия, который намерен охранять его устои и не собирается проводить никакие преобразования. И лишь начавшаяся революция заставила его поступиться принципами и осуществить две крупные реформы: политическую и аграрн ...