Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX векахСтраница 5
На окраине Витебска для учащихся талмуд-торы был устроен учебный огород. Уже с мая дети в сопровождении своих учителей два раза в неделю работали на своем огороде. После окончания учебного года в помещении первого отделения, вблизи которого находился учебный огород, учащимся предоставлялось общежитие на 50 мест, в котором они получали ночлег и полное содержание. овсяница красная
При талмуд-торе имелся также ремесленный класс, в котором давались первоначальные навыки по некоторым профессиям. В этот класс принимались дети не моложе 12 лет и только с согласия родителей и опекунов.
В первом десятилетии XX в. в городе существовали три талмуд-торы, два мужских училища, из которых одно было казенным, с ремесленным отделением. Кроме того, в городе имелись три женских еврейских училища и вечерние курсы.
По переписи 1897 г. в Витебске было 65719 жителей, из которых евреи составляли 34420 человек (16351 мужчина и 18069 женщина). Процентное соотношение жителей по вероисповеданию было таково: иудеи — 52,4%, православные — 38,6%, католики — 7%, протестанты — 2%. По национальному составу население Витебска делилось следующим образом: евреи — 52,4%, русские и белорусы — 39,9%, поляки — 5%, немцы — 1,4%, прочие национальности — 1, 3%
С конца XIX в. Витебск становится одним из важнейших центров еврейской культурной жизни в пределах Российской империи. В историю не только еврейской, но и всей мировой культуры вошла Витебская школа-мастерская Иегуды Пэна, созданная в 1898 году. Эта частная школа рисования и живописи, которая существовала при мастерской этого замечательного художника более 20 лет — по 1918 год. В Витебской школе-мастерской И. Пэна обучались сотни молодых людей. Почти все ученики Пэна — евреи, часто даже не знавшие русского языка. Среди учеников И. Пэна — художники с мировой известностью. Это Марк Шагал, Соломон Юдовин, Осип Цадкин, Меер Аксельрод. Именно с Витебском связано начало творческой биографии художника с мировым именем, живописца и графика Марка Шагала. В течение всего 1906 г. он обучался в школе И. Пэна живописи и рисованию.
В 1835 г. в Вильно жило около 50 тыс. чел., в том числе 20642 евреев. В 1847 г. в Вильно было открыто раввинское училище, которое в 1873 г. было преобразовано в Виленский еврейский педагогический институт. Эти учебные заведения готовили раввинов и учителей не только для евреев Литвы, но и Беларуси.
В XIX ст. в Вильно жили писатели и ученые, чьи произведения и исследования оказывали значительное влияние на формирование мировоззрения еврейской молодежи Беларуси. Произведения этих писателей читали евреи многих городов и местечек на белорусской земле. Речь идет о писателях и историках М.А. Гинзбурге, С.И. Фине, К.Шульмане, поэте А.Б. Лебензоне и его талантливом сыне Михе-Иосифе, поэтах Л. Гардоне и С. Манделькерне, писателях (идиш) А.М. Дзике, М. Гардоне, народном поэте Элиакиме Цунзэрэ.
Известным историком, педагогам, литератором был Мордух Арон Гинзбург. В 1829 г. он поселился в Вильно. В 1841 г. вместе с поэтом С. Залкиндам основал еврейское училище, которым руководил до конца жизни.
В начале 60-х годов XIX ст. в Вильно началась творческая деятельность известного русско-еврейского писателя, уроженца Минска Льва Леванды (1835 - 1888), занимавшего с 1860 г. пост "ученого еврея" при виленском генерал-губернаторе. В 1865 г. он вместе с другим ученым евреем Иенай Герштэйнам, издал в типографии Ромов учебник "Русское чтение для еврейского юношества", который потом неоднократно переиздавался.
С XIX в Вильно становится одним из самых крупных центров еврейского книгопечтаания в Рассийской империи. Две первые еврейские типографии были основаны здесь в 1799 году. В 1835 г. в Вильно из Гродно переместилась типография Ромов. "Типография Зымеля Нахимовича и Кo", или "Манес и Зымель" приступила к изданию Вавеленского Талмуда, которое было завершено в 1854 г. Кроме Талмуда выпускались произведения раввинистической литературы, литургеские книги, литература Гаскалы, светские литературные произведения. Печатался журнал на иврите "Га-Кармел".
По переписи 1897 г. в Вильно жило 154532 человек, из которых 63996 составляли евреи (40,9%). В 1916 г. евреи составляли 43,5% населения Вильно.
Первое еврейское казенное училище начало работать в Новогрудке с 1854 г. Это было мужское училище 1 разряда, в которое в первый год его существования приняли 15 человек. В 1860 г. здесь училось уже 24 ученика. Изучали в училище Библию, арифметику, чистописание, русский, еврейский и немецкий языки.
В 1892-1893 учебном году в городе работало частное еврейское училище, а в повете - четыре хедера, в которых училось 38 учеников.
Такие знаменитые центры еврейской учености, как, например, Вильно, Минск, Брест, Витебск, Слуцк, Мир, Слоним, Любавичи, а также Воложин, где в 1803 г. Хаимом Воложинером была основана еврейская духовная академия, дали евреям Беларуси и всего мира известных ученых, писателей и раввинов.
Экономическое развитие
В начале 70-х гг. был принят курс на интенсификацию в качестве основного направления развития советской экономики . Учитывая тенденции развития мировой экономики, XXIV и XXV съезды КПСС обратили внимание на ускорение научно-технического прогресса. Предусматривалось повышение роли экономических факторов управления народным хозяйством, ут ...
Пётр I – государь
Петр Великий по своему духовному складу был один из тех простых людей, на которых достаточно взглянуть, чтобы понять их. Петр был великан, без малого трех аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-либо стоять. Христосуясь на пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине. От природы он ...
Княжение Дмитр. Ивановича Донского. Объед. московского и владимирского
княжества. Начало борьбы с Ордой. Кулик. Битва и ее историч. значение
Дмитрий Донской княжил 30 лет. Более всего он преуспел на военном поприще, первая победа над ордынцами. Но он так же был крупным государственным деятелем, волевым и самостоятельным. Митрополит Феогност (1328-1353) окончательно перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву, поставив свои палаты рядом с хоромами московского князя. Мо ...