История » Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
Страница 5

На окраине Витебска для учащихся талмуд-торы был устроен учебный огород. Уже с мая дети в сопровождении своих учителей два раза в неделю работали на своем огороде. После окончания учебного года в помещении первого отделения, вблизи которого находился учебный огород, учащимся предоставлялось общежитие на 50 мест, в котором они получали ночлег и полное содержание. овсяница красная

При талмуд-торе имелся также ремесленный класс, в котором давались первоначальные навыки по некоторым профессиям. В этот класс принимались дети не моложе 12 лет и только с согласия родителей и опекунов.

В первом десятилетии XX в. в городе существовали три талмуд-торы, два мужских училища, из которых одно было казенным, с ремесленным отделением. Кроме того, в городе имелись три женских еврейских училища и вечерние курсы.

По переписи 1897 г. в Витебске было 65719 жителей, из которых евреи составляли 34420 человек (16351 мужчина и 18069 женщина). Процентное соотношение жителей по вероисповеданию было таково: иудеи — 52,4%, православные — 38,6%, католики — 7%, протестанты — 2%. По национальному составу население Витебска делилось следующим образом: евреи — 52,4%, русские и белорусы — 39,9%, поляки — 5%, немцы — 1,4%, прочие национальности — 1, 3%

С конца XIX в. Витебск становится одним из важнейших центров еврейской культурной жизни в пределах Российской империи. В историю не только еврейской, но и всей мировой культуры вошла Витебская школа-мастерская Иегуды Пэна, созданная в 1898 году. Эта частная школа рисования и живописи, которая существовала при мастерской этого замечательного художника более 20 лет — по 1918 год. В Витебской школе-мастерской И. Пэна обучались сотни молодых людей. Почти все ученики Пэна — евреи, часто даже не знавшие русского языка. Среди учеников И. Пэна — художники с мировой известностью. Это Марк Шагал, Соломон Юдовин, Осип Цадкин, Меер Аксельрод. Именно с Витебском связано начало творческой биографии художника с мировым именем, живописца и графика Марка Шагала. В течение всего 1906 г. он обучался в школе И. Пэна живописи и рисованию.

В 1835 г. в Вильно жило около 50 тыс. чел., в том числе 20642 евреев. В 1847 г. в Вильно было открыто раввинское училище, которое в 1873 г. было преобразовано в Виленский еврейский педагогический институт. Эти учебные заведения готовили раввинов и учителей не только для евреев Литвы, но и Беларуси.

В XIX ст. в Вильно жили писатели и ученые, чьи произведения и исследования оказывали значительное влияние на формирование мировоззрения еврейской молодежи Беларуси. Произведения этих писателей читали евреи многих городов и местечек на белорусской земле. Речь идет о писателях и историках М.А. Гинзбурге, С.И. Фине, К.Шульмане, поэте А.Б. Лебензоне и его талантливом сыне Михе-Иосифе, поэтах Л. Гардоне и С. Манделькерне, писателях (идиш) А.М. Дзике, М. Гардоне, народном поэте Элиакиме Цунзэрэ.

Известным историком, педагогам, литератором был Мордух Арон Гинзбург. В 1829 г. он поселился в Вильно. В 1841 г. вместе с поэтом С. Залкиндам основал еврейское училище, которым руководил до конца жизни.

В начале 60-х годов XIX ст. в Вильно началась творческая деятельность известного русско-еврейского писателя, уроженца Минска Льва Леванды (1835 - 1888), занимавшего с 1860 г. пост "ученого еврея" при виленском генерал-губернаторе. В 1865 г. он вместе с другим ученым евреем Иенай Герштэйнам, издал в типографии Ромов учебник "Русское чтение для еврейского юношества", который потом неоднократно переиздавался.

С XIX в Вильно становится одним из самых крупных центров еврейского книгопечтаания в Рассийской империи. Две первые еврейские типографии были основаны здесь в 1799 году. В 1835 г. в Вильно из Гродно переместилась типография Ромов. "Типография Зымеля Нахимовича и Кo", или "Манес и Зымель" приступила к изданию Вавеленского Талмуда, которое было завершено в 1854 г. Кроме Талмуда выпускались произведения раввинистической литературы, литургеские книги, литература Гаскалы, светские литературные произведения. Печатался журнал на иврите "Га-Кармел".

По переписи 1897 г. в Вильно жило 154532 человек, из которых 63996 составляли евреи (40,9%). В 1916 г. евреи составляли 43,5% населения Вильно.

Первое еврейское казенное училище начало работать в Новогрудке с 1854 г. Это было мужское училище 1 разряда, в которое в первый год его существования приняли 15 человек. В 1860 г. здесь училось уже 24 ученика. Изучали в училище Библию, арифметику, чистописание, русский, еврейский и немецкий языки.

В 1892-1893 учебном году в городе работало частное еврейское училище, а в повете - четыре хедера, в которых училось 38 учеников.

Такие знаменитые центры еврейской учености, как, например, Вильно, Минск, Брест, Витебск, Слуцк, Мир, Слоним, Любавичи, а также Воложин, где в 1803 г. Хаимом Воложинером была основана еврейская духовная академия, дали евреям Беларуси и всего мира известных ученых, писателей и раввинов.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Постсоветский период историографии российского революционного терроризма
Конец XX столетия, как и его начало, ознаменовался волной террористических актов. Историческая наука не могла не отреагировать на этот вызов. Первоначально большое влияние на развитие историографии российского революционного терроризма оказывали тенденции политической декоммунизации. С позиций теории правого государства критиковал прак ...

Важнейшие итоги войны
Великая Отечественная война закончилась полной военно-политической, экономической и идеологической победой Советского Союза. Это предопределило исход Второй мировой войны в целом. Победа над фашизмом – событие всемирно-исторического значения. Каковы же важнейшие итоги войны? Главный итог победоносного завершения Великой Отечественной в ...

Развитие идеологии немецкой социал-демократии в ЧСР в 1930-е гг.
Вынужденная действовать в специфических условиях, партия судето-немецкой социал-демократии искала собственную идейно-теоретическую ориентацию. И, если идейно-теоретические работы ее идеологов и ее постулаты до середины 1930-х гг. отталкивались от наработок социал-демократии довоенной Австрии, то с середины 1930-х гг. усилиями молодой ге ...