История » Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
Страница 3

1 июля 1882 г. на базе женского пансиона была основана 4-классная женская прогимназия. В 1897- 1899 гг. здесь открыты 5 -7-ые классы, в 1909 г. - 8-ой педагогический класс (с сентября 1917 г. - общеобразовательный). В 1899 г. с наемного помещения она была переведена в старое здание мужской гимназии.

Женская прогимназия имела подготовительный и параллельный классы. Ежегодно здесь обучалось более чем 500 девочек. На 1января 1917 г. в ней обучалось 885 учениц (в том числе детей дворян и чиновников 276, мещан 251, крестьян 253 и др.), было 19 классов. Содержалась она за счет платы за обучение (92 рубля 85 копеек в год за ученицу), средств государственных, городского бюджета, товарищества помощи бедным учащимся, зажиточных лиц. Даректором был В.В. Роменский, главной надзирательницей В.М. фон Циглер. В гимназии работало около 30 преподавателей: К.А. Велецкий (математика и естествознание), Н.А. Крастиянова (русский язык), С.Л. Чачковский (русский язык и история) и другие.

Частная женская гимназия В.А. Копиш была открыта в 1907 г. как 4-классная прогимназия. 28 апреля 1908 г. она была реорганизована в 7-классную гимназию. Заведующим учебной части гимназии был И.П. Максимов. В 1911 г. здесь работало 23 преподавателя, было 349 учениц.

Частная женская прогимназия М.А. Таболевич-Федоровской была основана в 1908 г. как женское училище.

В 1911 г. она преобразована в 7-классную прогимназию. Имела детский сад, чтобы "дать детям правильную подготовку для поступления в средние учебные заведения" (излагались теория и практика иностранных языков, гимнастика и танцы).

Для получения звания учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях открывались курсы, на которых преподавалось общее и художественное рукоделие, кройка и шитье белья и платьев, прикладное черчение, рисование, методика рукоделия, сведения о материалах и инструментах, необходимых для рукоделия, ремесленническое счетоводство, профессиональная гигиена, оказание первой помощи, практические уроки.

К началу 60-х гг. XIX в. в Брест-Литовске проживало 8 829 человек, в том числе 7 510 евреев. В городе насчитывалось 1 139 домов, из которых 887-ю владели евреи.

В отношении образованности и учености евреев Брест превосходил другие города ВКЛ, а с начала даже Вильно, считавшийся впоследствии центром еврейской учености.

Многие из брестских евреев знали иностранные языки: итальянский, испанский, латинский, немецкий. Предполагают, что некоторое время существовала еврейская типография Давида Друкера.

Во второй половине XIX в. еврейская община Бреста переживала период духовного возрождения. В 1851 г. началось строительство новой синагоги, которое было завершено в 1861 году. В 1859 г. еврей Шерешевский открыл в Бресте типографию. Уже в 1866 г. в городе имелось светское еврейское училище 1-го разряда, в котором в две смены занималось 55 учеников.

У детей брестских евреев была возможность выбора куда пойти учиться. Многие из них поступали в Брестское одноклассное еврейское начальное училище. Заведующим училищем с 1884 г. был Моисей Соломонович Виккер, в 1909 — 1910 гг. — Тамарин, а помощниками — Самул Соломонович Закон, Соломон Давидович Ральбе, учителем приготовительного класса — сначала Абрам Кевеш, а затем Юдель Барит.

Девочки Бреста могли учиться в еврейской женской прогимназии, содержательницей которой была Ева Виккер. Десятки учащихся-евреев занимались в Брестской прогимназии. У многих еврейских девочек Бреста были популярны частная женская 6-классная прогимназия, где законоучителем иудейской веры был Б. Сандомирский и частная женская 7-классная гимназия, где законоучителем иудейской веры был Леон Тамарин, а один из преподавателей являлся Александр Дрейцер.

По всей Российской империи шла слава о брестских иешивах, которые были оплотом ортодоксального иудаизма. И все же около 75% еврейских детей школьного возраста, главным образом, из бедных семей Бреста, оставались вне влияния общеобразовательных школ.

В Бресте имелись 2 синагоги и свыше 30 молитвенных домов, 5 библиотек, 8 типографий. Почти все принадлежали евреям. Действовали хедеры и смена для малолетних фабричных рабочих. Брестская талмуд-тора была открыта в 1870 г. В ней обучалось 500 мальчиков.

Духовная жизнь общины слуцких евреев держалась вокруг синагоги. В конце XIX в. в Слуцке их было три. При них действовали школы.

Начальные школы (хедеры) были частными и общественными, общеобразовательными и профессиональными, где учили ремеслу. В них занимались дети от 5 до 16 лет по 8-10 человек в каждой. Их в Слуцке во второй половине XIX в. было двадцать.

На Школищах, улицах Виленской, Шоссейной, например, было по четыре хедера, на торговой площади – пять. На Мельницкой улице действовала иешива (ешибот) – высшее еврейское национальное учебное заведение, которое имело широкую известность. В XIX в. российским правительством организовывались государственные еврейские школы, где внимание уделялось светским наукам и русской культуре. Тогда же евреи Слуцка стали поступать в мужскую гимназию. В начале XX в. популярным среди евреев стало обучение в Слуцком коммерческом училище.

Страницы: 1 2 3 4 5

Разорение крестьян
С развитием в Аттике хозяйства и с ростом числа рабов изменялось и положение крестьян. Бедные крестьяне не имели средств для разведения виноградников и оливковых садов. Они едва кормились со своих небольших участков земли. При нередких в Аттике неурожаях крестьяне занимали у знатных людей зерно или деньги под большие проценты. Аристок ...

Ученые и власть в советской России
Неизбежный конфликт между научной интеллигенцией и Советской властью коренился как в самой природе научного творчества, так и в природе тоталитарного государства. Научная работа, поиск истины нуждаются в большей степени индивидуальной свободы, чем другие области общественной деятельности, поэтому сама профессиональная деятельность учен ...

Заключение.
“Сейчас,-почти четверть века спустя, сравнивая период до и после октября 1964 года, мы лучше видим силу и слабость Хрущева. Главная его заслуга состояла в том, что он сокрушил культ личности Сталина. Это оказалось необратимым, несмотря на все трусливые попытки водворить пьедестал на прежнее место. Не вышло. Значит, вспашка была достаточ ...