Зарождение общественного движения в России. ДекабристыСтраница 1
XIX век стал временем зарождения в России общественного движения как организованного, имеющего свою идеологию выступления части русского общества в лице лучших представителей господствующего класса (дворянства) во имя прогрессивного развития страны. Причинами его появления стало понимание частью общества гибельности для страны сохранения самодержавия и крепостничества, унизительности рабского состояния основной массы населения как для страны, так и для дворянства, а также разочарование в реформаторстве Александра I, потеря иллюзий относительно его либерализма. Побудительными факторами стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы 1813-1815 гг., которые убедили часть дворян в необходимости уничтожить крепостное право, чтобы таким способом отблагодарить народ за спасение России и освобождение Европы от Наполеона. Не случайно декабристы называли себя «детьми 12-го года».
Организациям декабристов предшествовали тайные масонские общества, появившиеся в конце XVIII в., участники которых разделяли либерально-просветительную идеологию. В их рамках формировались идеи и взгляды будущих руководителей декабристского движения. Декабристскими организациями были «Союз спасения» (1816 г.), «Союз благоденствия»(1818 г), Северное и Южное общества (1821-1822 гг.), активное участие в деятельности которых принимали П. И. Пестель, С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев, братья Бестужевы и Муравьевы и другие дворяне. Либеральная идеология декабристов была сформулирована в таких документах, как «Конституция» Н. М. Муравьева и «Русская правда» П. И. Пестеля. Декабристы были сторонниками демократизации политического строя России путем превращения ее в конституционную монархию (Н. М. Муравьев) или республику парламентского типа (П. И. Пестель). В первом случае император осуществлял лишь исполнительную власть, законодательная же переходила к выбираемому двухпалатному Народному вече. Россия должна была стать при этом федерацией держав во главе с выбираемыми народом правительствующими собраниями и правителями держав.
П. И. Пестель безоговорочно высказывался за республиканский строй с однопалатным Народным вече и формируемым им правительством – Державной думой. Контроль над соблюдением этими органами конституции и законов осуществлял бы Верховный собор, члены которого избирались пожизненно парламентом. Россия при этом должна сохраниться как унитарное государство, так как Пестель считал федерацию гибельной для страны.
Оба проекта предусматривали широкую демократизацию общественной жизни, введение гражданских прав и свобод, отличаясь лишь подходом к избирательному праву: Пестель отстаивал принцип его всеобщности, Муравьев ограничивал участие в выборах высоким имущественным цензом.
В решении важнейшего крестьянского вопроса оба автора были сторонниками полной отмены крепостного права и личного освобождения крестьян, но вопрос о наделении крестьян землей решался по-разному. Муравьев считал помещичью собственность на землю неприкосновенной, предлагая передать во владение крестьянам лишь приусадебные участки и по две десятины пашни на двор. Пестель предлагал создать общественный фонд из государственной, церковной и части конфискованной помещичьей земли для предоставления всем желающим в бесплатное пользование равных наделов. Эта земля не могла продаваться и закладываться. Половина земли оставалась бы в частном владении и могла быть объектом свободного предпринимательства.
Военная реформа.
Большое значение в период правления Грозного имели проводимые им военные реформы. Суть их сводилась к следующему:
1. Ядро армии должно составлять дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю “избранная тысяча” – 1070 провинциальных дворян, которые по замыслу царя, должны были стать его опорой.
2. Помещик или вотчинник мог ...
Реформы Петра Великого и особый путь России
Понятие России в значительной степени отожествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской территории после классического периода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.
Русский этнос в его современном понимании, как нечто единое, по существу был вынянчен государством в процессе смешения ра ...
Реквизиты документа XVI-XVII вв.
Характеристика документов управления часто начинается с выявления наличия зафиксированных правил их составления. В законодательных актах XVI в. обращает на себя внимание тот факт, что с развитием системы управления возрастает значение письменной документации. Так, местные органы управления - губные учреждения должны были руководствовать ...
