История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела
Страница 5

Школьная реформа способствовала расширению числа школ, гимназий и росту числа учеников в них, но несмотря на это, подавляющее число людей в России продолжало оставаться неграмотным. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных людей составлял всего 22,3% населения страны.

Реформа коснулась и высшего образования. 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Он предоставлял советам университетов широкую автономию в вопросах научных, учебных и административно-финансовых. Устав предусматривал выборы ректоров, деканов, профессоров, правда, с последующим утверждением их в должности министром просвещения. Женщины в университеты не допускались.

В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию посредством создания высших курсов по медицине, педагогике. Наиболее известные в Москве — Лубянские женские высшие курсы (1869), в Петербурге — Бестужевские (открытые по инициативе профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в 1878), Владимирские.

В 1861 — 1874гг. была проведена серия военных реформ. Они связаны с именем Д.А. Милютина (братом Н.А. Милютина), который был поставлен во главе военного министерства. Будучи человеком высокообразованным, обладавшим прогрессивными взглядами, он сначала добился сокращения срока солдатской службы с 20 до 12 лет, отмены телесных наказаний в армии. Далее была начата постепенная реорганизация системы военного управления (в стране создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру). В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, согласно которому в армии устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался военно-полевой суд. Проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии — для высшего командного состава, происходило перевооружение русской армии: в первую очередь замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным (винтовкой).

Но главной причиной военной отсталости России была изжившая себя феодально-сословная структура армии, устаревший, введенный еще Петром I, рекрутский принцип ее комплектования. 1 января 1874 г. Александр II подписал устав о воинской повинности и специальный манифест по этому вопросу. Согласно ему в стране вводилась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для

флота — соответственно 7 и 3 года. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до

4-х лет и окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а для имеющих высшее образование — до полугода. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец семьи, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл срок службы.

Подводя итог реформам, подчеркнем, что они захватили и сферу духовную — печать, искусство. Все пришло в движение, только высшие органы государственной власти монархия и всесильная бюрократия старой формации остались вне этого общего процесса перестройки, реформирования. Это явилось причиной медлительности в проведении реформ, искажения их характера. И все же, какие бы изъяны — ограниченность, непоследовательность, незавершенность — не усматривались в реформах 60 — 70-х гг., это были поистине великие реформы, имевшие огромное значение для социально-экономического и культурного развития России.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Органы внутренних дел в 80-е годы 20-го века.
Процесс суверенизации союзных республик начатый в начале 80-х привел к изменению правового статуса их государственных органов, в том числе и органов внутренних дел. Многие структурные преобразования в системе органов внутренних дел обусловливались изменениями в общественном и государственном строе, стремлением отыскать такие организацио ...

 Древнейший государственный строй. Царь, сенат, народное собрание
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. О том, что периоду республики предшествовал в Риме период царей, кроме римской традиции, свидетельствуют такие переживания среди позднейших учреждений республики, как interregnum, rex sacrificulus, regifugium и т. д. Царь (rex) ...

Законодательство во время правления Николая II
Продолжая политику своего предшественника, Николай II (1894-1917) направил ее в русло борьбы с любыми проявлениями революционных настроений в империи, носителями которых являлись, в том числе, представители еврейского населения. На рубеже XIX - XX вв. большая часть еврейского населения была сосредоточена в городах, из сельской местност ...