История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела
Страница 6

История отмены крепостного права и связанных с ней реформ поучительна и полезна во многом для современных законодателей, которым, безусловно, необходимо учесть и гласность в подготовке реформ, и высокий профессионализм законодателей, и осознанно ими личной ответственности перед современниками и потомками, перед Россией. Но поучительны и уроки отрицательные: слабость гарантий, не воспрепятствовавших движению вспять — контрреформам,

В 80 — 90-х гг. XIX в. наступил период, названный в исторической литературе контрреформами, так как эти меры ставили своей целью ограничить или пересмотреть проведенные буржуазные реформы. Александр III отдавал предпочтение постепенным преобразованиям, которые бы совершались по отдельным категориям установлений, в строго очерченных каждый раз пределах. Про дворянский характер носило утвержденное в 1889г. «Положение о земских начальниках». В соответствии с ним уезды делились на 4 — 5 земских участков во главе с земскими начальниками, назначавшимися Министерством внутренних дел по представлению губернатора из числа местных дворян.

Принятое в 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», как и закон о земских начальниках, предусматривало усиление позиций поместного дворянства на местах. С этой целью при выборах в земства создавалась особая курия дворян-землевладельцев. Крестьяне отныне могли выбирать лишь кандидатов в гласные земских собраний. Гласных же из числа этих кандидатов назначал губернатор, чьи права по отношению к земским органам были значительно расширены. Тем не менее, земстване стали бессильным придатком губернской администрации. Принципы Бессословности и выборности земств, хотя и сильно урезали, но не ликвидировали. Правительство по-прежнему было заинтересовано в существовании и эффективном функционировании земских органов, которые бы максимально удовлетворяли нужды местного населения.

В 1892г. произошли изменения и в городском самоуправлении. Путем повышения имущественного ценза, дававшего право избирать гласных в городские думы, было сокращено число избирателей. Так же, как и земства, органы городского самоуправления оказались в большей зависимости от коронных властей, чем ранее.

Александр III, отказываясь когда-либо ввести в России выборное представительное начало, был убежден, что самодержавие в 60 —70-х гг. XIX в. ослабило свои позиции. Он стремился усилить централизаторские тенденции в управлении и личный контроль за деятельностью государственного механизма. Однако контрреформы не удалось реализовать во всем объеме. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять объективный ход истории.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

 Древнейший государственный строй. Царь, сенат, народное собрание
Основными элементами древнейшего государственного устройства Рима являются царь, сенат и народное собрание. О том, что периоду республики предшествовал в Риме период царей, кроме римской традиции, свидетельствуют такие переживания среди позднейших учреждений республики, как interregnum, rex sacrificulus, regifugium и т. д. Царь (rex) ...

Функции князя.
Наряду с вечем и в согласии с ним действовал князь. Главными функциями княжеской власти были оборона земли и суд. Летописи полны известиями о походах князей на половцев, литву, чудь, мордву и болгар, которые нападали на русские земли. В связи с оборонительной деятельностью находится и постройка городов князьями на окраинах или в середин ...

Отношения Твери и Москвы при Борисе Александровиче (1425-1461 гг.) и его потомках
Борис Александрович, средний из троих сыновей Александра Ивановича, великого князя тверского, начинает упоминаться в летописях с 1426 г. В этом году, по смерти старшего брата своего Юрия, он занял великокняжеский тверской стол, причем племяннику своему, Ивану Юрьевичу, дал Зубцов. Из летописей не видно, добровольно или не без борьбы пле ...