Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного делаСтраница 1
Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле. Со стороны самодержавия они были уступками капиталистическому развитию и в то же время стимулировали это развитие, но вместе с тем в конечном счете укрепляли и позиции самодержавия путем приспособления его к новым социально-экономическим процессам. В итоге реформы 60 — 70-х гг. XIX в. были первым и весьма значительным шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.
Одна из таких реформ нашла свое отражение в изданном 1 января 1864 г. «Положении о губернских и уездных земских учреждениях». После отмены крепостного права остро встал вопрос децентрализации власти: крестьянская реформа поставила население России в новые условия, которые требовали преобразования местного управления.
Земской реформе в правящих кругах империи придавали исключительно важное значение. Вот что писал о ней глава II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии М.А. Корф: «Цель этой реформы, конечно не та только, чтобы на место одних присутственных мест учредить другие, хотя бы и в лучшем и правильном составе; сущность ее, напротив, — в изменении самых коренных условий нашей системы управления, в разрушении ее старых основ и построении ее на начале почти совершенно ей до сих пор чуждом — децентрализации и самоуправления».
Земства утверждались как всесословные выборные органы местного самоуправления, вводимые на уровне губерний и уездов. Земские учреждения избирались на трехлетний срок по буржуазному принципу имущественного ценза. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Первая курия уездных землевладельцев (преимущественно помещики — дворяне, а также богатые крестьяне— землевладельцы), вторая курия городских избирателей (главным образом городская торговая и промышленная буржуазия), третья — крестьянская, состоящая из представителей сельских обществ. Выборы по первым двум куриям были прямыми, по третьей — многоступенчатыми: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а последние — депутатов в уездное земство. Депутаты земских собраний назывались гласными (имеющими право голоса). Выборы гласных в губернские земские собрания проходили на уездных земских собраниях.
В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — собрания гласных — созывались на сессии один раз в год, они избирали исполнительные органы — земские управы, состоящие из председателя и нескольких членов. Гласные земских собраний никакого вознаграждения не получали, члены же земских управ, которые действовали на постоянной основе, за свою службу имели определенное жалование. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства.
Земские гласные были равноправны. Таким образом, в одном земском собрании или управе порой могли оказаться и крестьянин, и князь, имея по закону равные правовые возможности определять функционирование земств. Это способствовало изживанию крепостнических убеждений и настроений, производя своеобразную «революцию» в мировоззрении россиян.
Внешняя политика СССР 1953-1964 гг. Карибским кризис
Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотр ...
Город-фронт.
Враг не мог захватить Сталинград, как это намечалось командованием вермахта, к 25 июля. Несмотря на то, что в боевые порядки Сталинградского фронта был вбит клин танками Гота, ворваться в город противнику не удалось.
Еще с осени 1941 года население Сталинграда активно готовилось к обороне. Строили убежища и щели, армия создавала оборон ...
Обсуждение законопроекта об условно-досрочном освобождении в III Государственной Думе
Законопроект о введении в России условно-досрочного освобождения заключённых был внесён в числе других правительственных законопроектов в Третью Государственную думу в самом начале её деятельности в ноябре 1907 г. и обсуждался в ней в 1908–1909 гг. Данный законопроект прошёл все законодательные инстанции и 22 июня 1909 г. стал действующ ...
