История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела
Страница 2

На службе в земских учреждениях по найму содержались земские врачи, учителя, статистики, страховые агенты и прочие служащие, имевшие профессиональную подготовку. Они составляли так называемый «третий элемент» в земстве (первым считались гласные земских собраний, вторым — члены земских управ). К началу XX в. общая численность служащих по найму в земстве составляла около 85 тыс. человек.

Земства были лишены каких бы то ни было политических функций и сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, благотворительных заведений, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, содержание местных тюрем. Однако и в пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора (уездные земства) и Министерства внутренних дел (губернские земства). Создание земств не было завершено учреждением центрального представительного органа. Вводились запрещения на любые контакты между земствами разных губерний из-за опасения складывания единой оппозиции. Сами земства не обладали исполнительной властью: для выполнения своих постановлений они вынуждены были обращаться к местной полиции, которая не зависела от земств.

Земские учреждения вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение о земских учреждениях» 1864г. распространялось на 34 губернии. Но и в этих губерниях земские учреждения вводились не сразу. К началу 1866 г. они были введены в 19 губерниях, к 1867 г. — еще в 9, а в 1868— 1879 гг. — в остальных 6 губерниях. Таким образом, введение земств растянулось на 15 лет.

И тем не менее земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в повышении агрокультуры, ветеринарного дела, здравоохранения и просвещения. Земства содержали на своем жаловании по найму земских врачей, которые оставили о себе добрую память. Медицинские учреждения на селе были целиком созданы земствами. На земские средства была открыта сеть фельдшерских курсов для села. Земские врачи стали внедрять оспопрививание. Благодаря санитарным мероприятиям они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. За полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ, в которых получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали выстраиваться учебные планы и школ Министерства народного просвещения.

Широкое признание получила земская статистическая служба. Земские статистики обследовали по преимуществу крестьянские хозяйства. При этом они применяли новейшие достижения статистической науки. Русская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений.

Введение земств и практическая работа земских учреждений способствовали усилению хозяйственной активности в стране, дальнейшему развитию общественно-политической жизни России.

Реформа в области местного самоуправления коснулась и городов. К началу 60-х гг. XIX в. в России насчитывалось около 700 городов. Основным законодательным документом, регламентировавшим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 1785г., которая сильно устарела. 16 июня 1870г. было издано Городовое положение, по которому в 509 городах вводилось городское всесословное выборное самоуправление — городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоящую из городского головы и двух и более членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели мужчины с 25-летнего возраста, которые обладали имущественным цензом, главным образом владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Удостоверение документа
Правила подписания документа по-прежнему определялись для каждого вида документа. Манифесты, именные указы Сенату имели собственноручные подписи царя. На копиях этих документов делалась запись: "На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: "Николай"[47]. Законы повторяли установленные в XVIII в. правила подписания ...

Отечественная война 1812года: причины, характер, основные события, итоги.
Отечественная война 1812 года явилась крупнейшим событием русской истории. Ее возникновение было вызвано стремлением Наполеона достичь мирового господства. В Европе только Россия и Англия сохранили свою независимость. Наполеон не скрывал своих захватнических планов, создавал на границах с Россией склады, накапливал войска. Континентальн ...

Внешние факторы объединения
По-нашему мнению урегулирование внешних факторов объединения Германии, присоединение ГДР к ФРГ на базе статьи 23 конституции ФРГ, а затем и общегерманские парламентские выборы представлялось создателям новой Европы как точка в решении «германского вопроса», который влиял на состояние дел в Европе и в мире. И, на наш взгляд, об этих факт ...