Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного делаСтраница 4
В окружных судах и судебных палатах вводилась должность присяжных заседателей, которые принимали участие в судебном процессе, устанавливали виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определял суд. Присяжными заседателями могли быть лица, обладавшие значительным имущественным цензом. Ими не могли быть священники, военные и учителя народных школ. Решение, принятое судом с участием присяжных, считалось окончательным.
Судебные уставы 1864г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура. Реформа суда коснулась только 44 губерний и вводилась постепенно.
В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда. Так, сохранялись суд по делам духовным и военные суды. В связи с подготовкой судебной реформы в 1863г. была произведена отмена телесных наказаний. Однако телесные наказания окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста) и для крестьян по приговорам волостных судов.
В 60-е гг. XIX в. была проведена серия финансовых реформ. Расстройство финансов в ходе Крымской войны потребовало упорядочить все финансовые дела. Реформы были направлены на централизацию финансов и коснулись главным образом аппарата финансового управления. В 1860 г. был впервые учрежден Государственный банк, который получил преимущественное право кредитования промышленных и торговых заведений. По закону 1864г. единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Смета доходов и расходов государственного бюджета стала ежегодно проходить через Государственный совет. Гласность утверждения бюджета страны укрепила доверие к государственным финансам. В 1863 г. винные откупа были повсеместно отменены и заменены акцизной системой: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором. Эти меры благоприятствовали экономическому развитию пореформенной России, но не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении.
Капиталистическое развитие требовало увеличения числа грамотных людей и специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Да и само осуществление буржуазных реформ также было невозможно без этого. Реформы в области образования начались в 1861 г. и продолжались три года. Они провозгласили принципы светского образования и всесословной школы, предусматривали некоторую отмену дискриминации по признаку пола, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний. В пореформенной России существовало несколько типов начальных школ: государственные, частные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. В них обучали Закону Божьему для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий, грамоте (чтение и письмо), арифметике. Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями не устанавливалось преемственности.
Средняя школа получила свой устав в ноябре 1864 г. В семилетние мужские гимназии принимали детей всех сословий, но обучение было платным. Гимназии были двух типов: классические и реальные. В первых предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, во вторых — математике и естествознанию. Окончившие классические гимназии получали право продолжить образование в университете без вступительных экзаменов, а гимназисты реальных гимназий могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Создавались и прогимназии, которые приравнивались к первым четырем классам гимназии, но программа преподавания в них была отлична от гимназии (сокращены общеобразовательные дисциплины за счет введения курсов домоводства). Выпускники прогимназий могли без экзаменов поступать в следующий класс гимназии.
Константин Карлович Грот
Создание органов управления новой Самарской губернии при первом губернаторе шло очень медленно. Оренбургский и Самарский генерал-губернатор В.А. Перовский искал чиновника, которому мог бы поручить самарское губернаторство. Чиновник требовался опытный и, что самое главное, - честный. Такого человека нашел его брат, министр внутренних дел ...
Великий князь
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ, титул главы русских князей в Древнерусском государстве (киевский великий князь) с 10 века. С 12 века великими князьями называют себя владетели крупнейших княжеств, включавших в себя вассальные удельные княжества (великие князья владимирские, московские, тверские, ярославские, рязанские, смоленские, нижегородские). В 13 ве ...
Борьба за лидерство в полит обединении сев- вост. Руси. Первые московские
князья, их внутр. И внешн. Политика
Москва долгое время даже не имела своего князя. Москва занимала большую часть по среднему течению р. Москва. Ее земли интенсивно заселялись, т. к. были относительно безопасными. Прикрытая густыми лесами с одной стороны и богатыми соседями с другой стороны. В Москву стекались переселенцы, умножая богатство и силу княжества. На Москву раб ...