История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела
Страница 4

В окружных судах и судебных палатах вводилась должность присяжных заседателей, которые принимали участие в судебном процессе, устанавливали виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определял суд. Присяжными заседателями могли быть лица, обладавшие значительным имущественным цензом. Ими не могли быть священники, военные и учителя народных школ. Решение, принятое судом с участием присяжных, считалось окончательным.

Судебные уставы 1864г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура. Реформа суда коснулась только 44 губерний и вводилась постепенно.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда. Так, сохранялись суд по делам духовным и военные суды. В связи с подготовкой судебной реформы в 1863г. была произведена отмена телесных наказаний. Однако телесные наказания окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста) и для крестьян по приговорам волостных судов.

В 60-е гг. XIX в. была проведена серия финансовых реформ. Расстройство финансов в ходе Крымской войны потребовало упорядочить все финансовые дела. Реформы были направлены на централизацию финансов и коснулись главным образом аппарата финансового управления. В 1860 г. был впервые учрежден Государственный банк, который получил преимущественное право кредитования промышленных и торговых заведений. По закону 1864г. единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Смета доходов и расходов государственного бюджета стала ежегодно проходить через Государственный совет. Гласность утверждения бюджета страны укрепила доверие к государственным финансам. В 1863 г. винные откупа были повсеместно отменены и заменены акцизной системой: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором. Эти меры благоприятствовали экономическому развитию пореформенной России, но не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении.

Капиталистическое развитие требовало увеличения числа грамотных людей и специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Да и само осуществление буржуазных реформ также было невозможно без этого. Реформы в области образования начались в 1861 г. и продолжались три года. Они провозгласили принципы светского образования и всесословной школы, предусматривали некоторую отмену дискриминации по признаку пола, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний. В пореформенной России существовало несколько типов начальных школ: государственные, частные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. В них обучали Закону Божьему для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий, грамоте (чтение и письмо), арифметике. Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями не устанавливалось преемственности.

Средняя школа получила свой устав в ноябре 1864 г. В семилетние мужские гимназии принимали детей всех сословий, но обучение было платным. Гимназии были двух типов: классические и реальные. В первых предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, во вторых — математике и естествознанию. Окончившие классические гимназии получали право продолжить образование в университете без вступительных экзаменов, а гимназисты реальных гимназий могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Создавались и прогимназии, которые приравнивались к первым четырем классам гимназии, но программа преподавания в них была отлична от гимназии (сокращены общеобразовательные дисциплины за счет введения курсов домоводства). Выпускники прогимназий могли без экзаменов поступать в следующий класс гимназии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Заключение.
В заключение проведенной работы я могу сказать, что узнал много нового и интересного для себя о войне из воспоминаний таких выдающихся полководцев как Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, В. И. Чуйков и др. Узнал какой, была военная техника в то время, каким мужеством отличались наши солдаты и командиры, как много их погибло. Я получил свое ...

Зарождение антисемитизма в германии. Взаимоотношения немецкого и еврейского народов на протяжении веков
Всякого мыслящего и чувствующего человека должен заинтересовать вопрос о причинах возникновения такого исторического явления, как антисемитизм, крайне важного, хотя бы вследствие своей многовековой давности. Антисемитизм - одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям - от пренебреж ...

Борьба сев-зап. Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в 13в. Александр невский
Почти одновременно с нашествием Батыя разворачивались драматические события на северо-западных рубежах удельной Руси. Большой интерес проявляли к южному побережью Балтики шведские и датские феодалы. Но особенно активно с конца 12 в. Стали вести себя немецкие рыцари, объединенные в духовно-рыцарские ордена. Здесь для них открывалось широ ...