История » Россия в первой половине XIX века » Внутренняя политика России в первой половине XIX в.

Внутренняя политика России в первой половине XIX в.
Страница 1

В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций).

Первая половина царствования Александра ознаменовалась важными преобразованиями во внутренних учреждениях. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Большинство историков сходится во мнении, что это наиболее важное, если не единственно реальное преобразовательное мероприятие, осуществленное Александром в первые годы царствования.

Одновременно с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права Сената.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского. В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Сперанский составил план целой системы государственных учреждений, который отличался внешней стройностью и гармонией своих частей. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского (иногда его называют конституцией) был заложен принцип разделения властей. Стержнем проекта являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Император одобрил этот проект, но принять его в целом не решился.

Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызвало негативную реакцию как слева, так и справа.

Война с Францией нарушила реформаторские планы Александра I. Усиление консервативных тенденций и оформление жесткого полицейского режима связывается с деятельностью всесильного А.А. Аракчеева. Однако именно в это время осуществляется ряд либеральных преобразований, что не позволяет однозначно оценивать вторую половину царствования Александра I как консервативную.

Система управления, существовавшая при Николае I получила название военно-бюрократической. Самодержавный принцип в царствование Николая I получил классическое воплощение и был возведен в абсолют. Проводником этого принципа стала собственная Его Величества канцелярия, превратившаяся в важнейшее государственное учреждение. Николай посредством своих флигель- и генерал-адъютантов лично мог контролировать практически любую сферу общественных и государственных отношений.

Николай I одной из главных задач своей внутренней политики считал регламентацию всех сторон российской жизни - в этом он был сродни Петру I. Император желал иметь законы на все случаи жизни, он любил повторять: «Царская власть должна опираться на закон». В 1830 г., после 4-летней работы, было издано 45 томов «Полного собрания Российских законов», в которые вошли почти все указы, начиная с Соборного уложения царя Алексея Михайловича до кончины Александра I (более 30 тыс. актов). К 1832 г. вышли еще 6 томов, включивших законодательные акты 1825- 1830 гг. В следующем году были подготовлены 15 томов действующего законодательства - «Свод действующих законов Российской империи».

Полиция Александра I не проявила себя в борьбе с дворянскими революционерами. В 1826 г. по указу Николая I было образовано III Отделение императорской канцелярии, заменившее собою упраздненное министерство полиции. Главной функцией III Отделения стал политический сыск и надзор.

20 февраля 1803 г. появился указ императора Александра I «О вольных хлебопашцах», который послужил для его обвинения в лицемерии. Действительно, разрешение отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп), полученное помещиками по этому указу, не повлияло на крепостническую систему. Этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. Однако, если предположить, что этот указ был не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, то такой шаг выглядел вполне разумным и необходимым.

Страницы: 1 2

Список основных сокращений
АД– Адиль дюзен [см. СЭП] ВНСТ – Великое национальное собрание Турции Д-8– Исламская "восьмёрка" - Исламская организация Сотрудничество и Развитие ДЛП– Демократическая левая партия ДП– Демократическая партия ЕЭС- Европейское экономическое сообщество [прообраз ЕС] КД– Кёлеси дюзен [см. РЭП] КК– Копенгагенские критерии; ...

Культурная жизнь в Украине во второй половине 40-х - начале 50-х гг
Развитие науки и культуры е послевоенные годы было составной частью процесса послевоенного восстановлений Украины. В годы войны почти 33 тыс. школ, техникумов, вузов были разрушены, не хватало оборудова­ния, учебников. Школы отстраивали собственными силами, потому что основ­ные средства государство выделяло на восстановление промышленно ...

Реквизиты документа XVI-XVII вв.
Характеристика документов управления часто начинается с выявления наличия зафиксированных правил их составления. В законодательных актах XVI в. обращает на себя внимание тот факт, что с развитием системы управления возрастает значение письменной документации. Так, местные органы управления - губные учреждения должны были руководствовать ...