История » Социалистическое движение и национальный вопрос в Чехословакии в 1920-1928 годах

Социалистическое движение и национальный вопрос в Чехословакии в 1920-1928 годах
Страница 6

На съезд НСДПР(Ч) 1927 г. были приняты "Основные направления программы демократической автономии в Чехословакии", что были разработаны в 1926 г. в соответствии с рекомендациями комиссии по делам национальных меньшинств СРИ. Разработанная идеологами НСДРП(Ч) программа предусматривала разделение Чехословакии на национальные самоуправляющиеся области. Языковой принцип лежал в основе причисления граждан к той или иной национальности, что должно было фиксироваться в специальном государственном национальном кадастре. Программа требовала особые права для немецкого населения республики, в первую очередь, отрицая необходимость изучения немцами чешского языка. Знание чешского языка признавалось необходимым лишь для тех граждан, которым это необходимо в силу их служебного положения, Языки национальных меньшинств предполагалось сделать равноправными в парламентской деятельности. Большое внимание программа уделяла проблеме реорганизации школьного дела по национальном принципу.

Программа исходила, с одной стороны, из демократических принципов защиты национальностей. С другой стороны, как и в "Программе действий" 1919 г., сохранялся уклон в сторону национального корпоративизма. Неясность с определением национальной принадлежности, в частности, для детей от смешанных браков, отсутствие возможности отказа от определение национальности, явно нарушали демократические права граждан. Осуществление подобной программы влекло за собой децентрализацию и дезорганизацию государственного управления в стране. При отсутствии общепринятого языка государственного общения появлялась реальная угроза парализации управления регионами.

Положения программы являлись антиподом централизаторской политической линии чехословацкого руководства, не принимавшего в расчет национальных особенностей государства. Неслучайно, что она не получила поддержки у руководства страны.

В то же время, в сравнении с программой действий 1919 г., "Основные направления" были выдержаны в более реалистичном духе. Партийное руководство отказалось от идеи преобразования Чехословакии во вторую Швейцарию. В новом программном документе уже не содержалось призывов к демилитаризации страны, признавался приоритет центральной власти над органами местного самоуправления. В отличие от программных требований 1919 г., "Основные направления" 1927 г. являлись той основой, на которой можно было вести переговоры с целью достижения компромисса, а сам факт смягчения требований со стороны судето-немецкой социал-демократии демонстрировал их готовность к этому компромиссу. Все это способствовало установлению взаимопонимания между чехословацкими и судето-немецкими социал-демократами на конгрессе всех социалистических партий ЧСР в 1928 г. в Шмихове.

Состоявшийся 28-29 января 1928 г в пригороде Праги Шмихове совместный съезд социал-демократических организаций Чехословакии явился первым за последние 22 г, совместным собранием подобного рода чешских и немецких социал-демократов. В Шмихове собрались 447 делегатов от всех социалистических организаций страны. 194 делегата представляли

НСДРП(Ч); на съезде присутствовали около 100 гостей от европейских социал-демократических партий, В президиум, в эйфорической обстановке всеобщего единения, внешне очень напоминавшей времена конгрессов II Интернационала, от СРИ были избраны Ф. Адлер и Л. де Брукер, А. Гампл от чехословацких социал-демократов и Л. Чех от НСДРП(Ч).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Должностные лица по центральному управлению; княжеская дума.
Однако и при крайней простоте управления князь не мог обойтись без помощников даже в стольном городе, не говоря уже о пригородах, погостах и селах. Ближайшими помощниками его были тиуны, которые чинили суд и управу на княжем дворе сплошь и рядом вместо князя. Обыкновенно это были особо доверенные холопы князя. Один из них назывался тиун ...

Предмет и его методологические основы
Отечественная история является составной частью всемирной истории и изучает прошлое России. История как наука появилась с формированием определенных принципов и методов, позволивших привести знания о прошлом в определенную систему. Со времен Геродота (V век до н.э.), считающегося «отцом истории», сложились основные исторические методы и ...

Общественная организация и религиозные верования
Особенностью общественной организации майя было сочетание светской и духовной власти. Это гармонизировало вертикаль соподчинения низших слоев высших, освящало общественный порядок, сакрализировало все государственное устройство. Так, например, каждый город-государство майя возглавлял «халач-виник» («настоящий человек») объединявший в св ...