История » Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в. » Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества

Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества
Страница 4

Консерватизм как политическая сила призван придавать устойчивость обществу. Он вовсе не предполагает возврата назад. Но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Потому они стремились не закрепить произошедшие и необходимые для страны изменения, а пересмотреть многие из них. Консерваторы, так же как и либералы, не имели широкой поддержки в обществе.

При Александре III консерватизм стал ведущим направлением правительственной политики, а его главный идеолог К.П. Победоносцев занял место ближайшего советника императора.

Рупором всех консервативных сил по-прежнему были издания а Н. Каткова. Он считал своей основной задачей "стоять на стране прав верховной власти и государства во всем, что касается его безопасности, единства и целостности", а также предостерегать правительство от каких бы то ни было уступок общественному мнению. Впрочем, общественное мнение после введения жесткой цензуры формировал сам М.Н. Катков. Не занимая каких-либо государственных постов, он оказывал серьезное влияние на Александра III, идейно подготавливая те или иные правительственные меры.

Катков и Победоносцев стремились сплотить общество при помощи идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия. Они доказывали, что тысячелетнее развитие России в условиях незначительных связей с Западной Европой, обширность ее территории и многонациональный состав населения сделали невозможной переделку страны по образцу западно-европейских стран, как это предлагали либералы.

Основой консервативных взглядов стали идеи незыблемости самодержавной власти и ее божественного происхождения. Поэтому любые посягательства на политический строй объявлялись не только не соответствующими русским традициям, но и кощунственными, святотатственными.

После убийства Александра II была предпринята попытка организационного оформления консервативного движения с целью оказания помощи властям в борьбе с революционными выступлениями. Летом 1881г. в Петербурге была основана тайная организация, получившая название "Священная дружина". Ее деятельностью руководил Центральный комитет во главе с П.П. Шуваловым. В руководство входили великие князья, министры и генералы. Организация имела разветвленную сеть и скрывала свое существование не только от посторонних лиц, но и от полиции. Участники "Священной дружины" громили подпольные типографии, пытались выявлять революционные организации и их членов, в Женеве издавали газеты "Вольное слово" и "Правда". В Москве по инициативе Победоносцева и Каткова была организована Добровольная народная охрана.

Однако Александр III не одобрил подобных начинаний. Он считал, что существование общественных организаций, стоящих на страже самодержавия, есть свидетельство слабости власти. В 1882г. "Священная дружина" была распущена, а Добровольная народная охрана призывалась лишь на особо торжественные массовые мероприятия.

Так же существовали народники. Идеи "общинного" социализма А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции - народничества. Основные идеи революционных народников: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную политическую силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и справедливости. Наиболее крупными теоретиками революционного народничества в 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Возникновение Южного и Северного обществ
Сторонники Пестеля не признали решение Московского съезда, о котором сообщил подполковник Комаров, приехав в Тульчин. Ждали второго делегата от съезда – подполковника Бурцова, который приехал в марте. Немедленно после его приезда было созвано собрание всех членов Тульчинской управы. Пестель указывал на то, что Московский съезд не был в ...

Историческое значение победы в Отечественной войне 1812 г.
Наполеоновское нашествие было огромным несчастием для нашей страны. В полосе военных действий, трудно было найти уцелевший город или нетронутое село. В огне пожаров навеки исчезли многие драгоценные реликвии прошлого, что не сгорело, то было расхищено. Громадный урон понесли промышленность и сельское хозяйство. Погибло много людей. Но ...

Московский съезд 1821 г. Ликвидация союза благоденствия
16 октября 1820 г. произошло выступление Семеновского полка. Это восстание произвело огромное впечатление не декабристов. Они пришли к выводу, что армия готова двигаться. Таким образом, декабристам было необходимо по-новому организовать тайное общество, разработать новую программу, в корне изменить тактику и критерий отбора членов, выра ...