История » Идейные течения и общественно-политические движения в России во второй половине XIX в. » Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества

Общественная мысль и политические движения в пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение народничества
Страница 3

Помимо либералов были и консерваторы. Разработка идеологии российского консерватизма является заслугой президента Российской Академии наук графа С.С. Уварова, ставшего впоследствии министром народного просвещения. Он считал исконными основами русской жизни православие, самодержавие и народность. Эти черты, по его мнению, коренным образом отличали Россию от Запада. Самодержавие он мыслил как единство царя и народа и считал его основой жизни русского общества. Под православием Уваров понимал традиционную ориентацию русского человека не на личный, а на общественный интерес, стремление к общему благу и справедливости. Народность выражала единство объединенного вокруг царя народа без его разделения на дворян, крестьян, мещан и т.д. Между народом и монархом, считал Уваров, всегда существовало неразрывное духовное единство, которое было и будет гарантом успешного развития России.

Консерваторы, противники существенных перемен в жизни общества, оказались в сложном положении: защищать старое в конце 50-х - начале 60-х гг. не решался никто. Поэтому главными устремлениями консерваторов стали попытки оградить императорскую власть от влияния либеральных чиновников и, по возможности, не допустить, чтобы реформы ущемляли интересы дворянства. Активность консерваторов имела определенный успех. Из правительства постепенно были удалены основные разработчики крестьянской реформы. Александр II надеялся, что подобный шаг приведет к примирению сословий и смягчит негодование дворян.

В дальнейшем положение консерваторов еще более укрепилось. Крупнейшим деятелем консервативного направления стал противником отмены крепостного права и проведения других реформ граф П.А. Шувалов. В 1866г. он был назначен шефом жандармов и главным начальником III Отделения. Пользуясь неустойчивым состоянием Александра II, вызванным покушениями на его жизнь, Шувалов установил полный контроль над императором, сосредоточив в своих руках огромную власть, за что получил прозвище "Петр IV". С подачи Шувалова вплоть до 1874г. происходило смещение и назначение министров и других высших чиновников.

Идеологом и вдохновителем консервативного курса стал человек весьма далекий от царского двора, - публицист и издатель, в прошлом видный либерал, М.Н. Катков.

На рубеже 50-60-х гг. произошел окончательный разрыв Каткова с Герценом и другими приверженцами революционных идей.

В 1862г. Катков, единственный из российских журналистов, получил право упоминать имя А.И. Герцена в печати и спорить с его изданиями. Он подверг резкой критике "лондонских агитаторов" и их последователей, которые "возымели благую мысль избрать театром для своих экспериментов Россию". Он обвинил Герцена в том, что тот, проживая "комфортабельно и спокойно" в Лондоне, толкает русских "юношей-фанатиков" на каторгу. Яркие и яростные разоблачения Каткова заметно подорвали влияние Герцена в России. После событий, связанных с восстанием в Польше (1863-1864 гг.), Катков окончательно разорвал и с либералами.

К мнению Каткова прислушивались император и министры. Под огонь его критики попадали не только нигилисты, но и бывшие единомышленники-либералы. Газета "Московские ведомости" имела такое влияние, что Каткову стало по силам смешать и назначать новых министров, влиять на внутреннюю и внешнюю политику правительства.

М.Н. Катков отрицательно относился к проводимым в стране реформам, так как они, по его мнению, вели к дальнейшему отрыву интеллигенции от устоев народной жизни, в основе которых лежит идея единения народа с царем. Результатом этого рост революционного движения. Ответственность за подобное положение Катков возлагал на либералов, навязавших власти реформы, развратившие" общество и особенно интеллигенцию, превратившуюся в "стадо . мыслителей без смысла, ученых без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Осн. направления внутр. политики Николая 1. Крестьянский вопрос. Система государственного управления России. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Вост (крымская) война, основн
Николай I вступил на престол 14 декабря 1825 г. личность императора неоднозначно оценивалась современниками. Одни восхищались его работоспособностью, др. считали его деспотом. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции. При Ник. I роль гос. совета уменьшилась, система Министров была з ...

Формирование панисламизма двух типов [Официально-реакционного, "абдулхамидовского"; и младотурецкого] (1871-1918 гг.)
В 60-70-е гг. XIX в. происходит генезис панисламизма в Турции. Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего ду ...

Правление династии Суй (581-618)
Во второй половине VI в. культурные, экономические и политические различия между Севером и Югом страны значительно смягчились. Варвары Севера постепенно ассимилировались с местным населением, а боеспособная тобийская конница — опора степняков — перестала существовать. Кочевники Центральной Азии, создав мощный союз — Тюркский каганат, — ...