Общественная мысль и политические движения в
пореформенной России: консервативная идеология, либеральное движение и движение
народничестваСтраница 2
Более успешной была попытка объединить сами либеральные силы с целью организации общественного давления на правительство. В апреле 1879г. Тайный съезд земских деятелей в Москве принял решение организовать выступление земских собраний с требованием политических реформ. В этом же году земцы попытались наладить нелегальные издание литературы.
Надежды на возвращение доверия между земскими либералами и правительством появились после прихода к власти М.Т. Лорис-Меликова.
Либерализм не стал ведущей политической силой в стране. Его опора в обществе была очень слабой - интеллигенция да незначительная часть дворянства.
Развитие либерализма в России мешали безграмотность и общинные формы жизни основной массы населения. Крупным просчетом либералов было то, что в момент отмены крепостного права они не добивались разрушения общины и создания широкого слоя мелких земельных собственников, которые могли составить опору их движения. Кроме того, либералам не удалось преодолеть разобщенности своих рядов, выработать общую программу и добиться единства власти.
В 80 - 90-х гг. после убийства Александра II атмосфера в обществе изменилась. Требование конституции, прозвучавшее в письме к Александру III "Народной воли" (образовавшаяся организация после раскола "Земли и воли" на две части), поставило либералов в двусмысленное положение.
Всколыхнулись монархические настроения в народе, тяга к порядку и "сильной руке". Даже либерал Б.Н. Чичерин в письме к царю писал: "Злоба дня состоит в борьбе с социализмом . Русское правительство имеет дело с сравнительно небольшой шайкой, которая набирается из разных слоев общества," но главным образом из умственного пролетариата, размножаемого нашими учебными заведениями . Одолеть их русское правительство и русское общество могут, только показавши такую же непреклонную энергию и такое же постоянство, какие высказывает это отребье человеческого рода".
Либеральное движение приняло новые формы. Миновала пора подачи адресов, усилилось внимание к проблемам отдельной личности. Это считалось не менее важным, нежели требование конституции. Либеральные идеи проникали в общество вместе с "великой грустью за человека" со страниц произведений Г.И. Успенского, А.П. Чехова, В.М. Гаршина, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко.
Свой вклад внесли и художники. Они нередко отказывались от отражения в своих произведениях острых общественных проблем, больше внимания уделяли внутреннему миру человека, вечным вопросам бытия, места человека в мире.
Либеральные идеи подобной направленности исповедовали и распространяли присущими своей профессии средствами ученые: историки В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, юристы М.М. Ковалевский и Б.Н. Чичерин.
Либеральные земские деятели теперь уже не требовали немедленного введения конституции. Среди них получили распространение теория "незаметного служения", практика "малых дел". Земские учителя, врачи, библиотекари, агрономы, лесоустроители, мелиораторы спокойно, без громких слов отдавали свои способности, знания, жизнь кропотливой, повседневной работе на общее благо, помогая народу освободиться от безграмотности, нищеты, невежества.
Демонстративный уход из политики позволил либералам дистанцироваться от власти и в то же время не выступать против нее. Но, с другой стороны, они освободили политическую арену, на которой, в конечном счете, все и решалось, для революционеров и консерваторов. Средняя, умеренная политическая линия оказалась в России самой слабой.
Основные
допущения системного подхода
В мире существуют системы
Системное описание истинно
Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
Аспекты системного подхода
Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход ...
Концептуальные основы политики турецкого правительства в отношении курдского
населения
Будучи типичным образцом т.н. "нации-государства", турецкое правительство целенаправленно проводила политику воплощения в жизнь национальной и при этом весьма специфической идеологии, где, собственно, "нация-государство" как общность является высшей ценностью, почти сакральным символом. При этом здесь речь не идет о ...
Список сокращений
ВКП(б) – Всероссийская коммунистическая партия (большевиков)
КПГ – Коммунистическая партия Греции
КПВ – Коммунистическая партия Венгрии
КПИ – Коммунистическая партия Италии
КПФ – Коммунистическая партия Франции
КПЧ – Коммунистическая партия Чехословакии
КПЮ – Коммунистическая партия Югославии
ППР – Польская рабочая партия
СМИ – ...
