История » История развития отдельных элементов формуляра документа XVI-н. XX вв. » Вид документа

Вид документа

Наименование вида или разновидности документа, за редким исключением, обозначалась в тексте. Если вид документа не упоминался в тексте, он всегда подразумевался автором документа.

Число видов документов периода до образования государственности было невелико. Для обозначения вида документа чаще всего употреблялся термин "грамота". Под ним понимался "и официальный документ и частный юридический акт и просто письмо"[3].

В XVI-XVII вв. с образованием иерархии учреждений появляется иерархия документов. Основные нормы общерусского законодательства облекаются в документ, получивший названия Судебника. Наименование вида этого документа дается во вступительной заголовочной части "…царь и великий князь…с своею братьею с з бояры сесь Судебник уложил"[4].

Основными распорядительными документами были указы царя и приговоры Боярской думы, названия которых даются в тексте или определяются по словам "указал", "приговорил".

Грамотой стали называться лишь отдельные виды документов. Это, прежде всего, жалованные и указные грамоты. Они выдавались великими и удельными князьями, митрополитами, архиепископами. В великокняжеских, царских жалованных и указных грамотах - "…как в сей жалованной грамоте писано", "а дана грамота"; в указных грамотах - "а выход бы есте велели им тем крестьяном платити по нашему указу; в указных монастырских грамотах, регламентирующих крестьянские повинности, в начале текста писали: "таковы указные грамоты даны по селам…"[5]

Термин "грамота" употреблялся для обозначения актов феодального землевладения и хозяйства - данные, деловые, духовные, закладные, купчие и др. Они фиксировали передачу, раздел имущества, завещательные распоряжения, запись займа, обеспеченного залогом имущества, запись купли-продажи и обмена имущества.

Наименование разновидности данной, деловой, меновной грамоты указывали, начиная с XVI в., в конце текста ("А данную писал…", "А деловую грамоту писал…", "Купчую писал…", "А меновны есми писали…"). Название духовной грамоты давалось в начале текста ("своим целым умом пищу грамоту духовную") [6].

Судные списки, писцовые книги называли себя в начале текста ("книги торопецкого письма"), наказы - в самом изложении содержания ("А будет писцы Мирон и Добрыня учнут писати и мерити не по сему государеву наказу…") [7]. Вид такого документа как память указывается в начале ("память нам", "память приставу") и в конце текста ("а память писал", "к сей памяти руку приложил") [8].

Переписка оформлялась такими документами как отписки, сказки, челобитные, памятки. Отписки обычно поступали в приказ от официального лица - воеводы, посла, епископа. Наименование этого вида документа давалось в конце текста ("а отписку, государь, и книга велел отдать…") [9].

Документ, поступивший в приказ от более мелких чинов, назывался сказкой. Об этом делалось указание в конце текста ("а скаску писал я Ефимка своею рукой") [10].

Следует заметить, что внешняя форма документа нередко затрудняла определение его вида. Например, формула "бить челом" встречается как в челобитной, так и в отписке. Однако челобитная имела формулы "бить челом", в конце "смилуйся, пожалуй" и содержала просьбу, отписка меняла порядок слов формулы - "челом бьет" и представляла собой сообщение, описание событий.

Существовавшая в русском феодальном государстве практика облекать всякий акт, исходивший от главы государства и устанавливавший определенные права, привилегии или обязанности, в форму пожалования, дает основания считать их жалованными грамотами. Однако особый вид льгот или пожалований определил их разновидности. Утверждение собственности феодалов на землю путем пожалования на службу недвижимого имущества, передачи государственных, пустующих земель, закрепление за ними слобод оформлялось жалованными грамотами. Пожалование привилегий землевладельцам в области суда, фиксации податного иммунитета и временных льгот по податям, взимаемым с населением их земель, оформлялось несудимыми, тарханными и льготными грамотами. Указанные грамоты, адресованные различным представителям власти на местах, касались вопроса земельных споров, иммунитетных прав. Характер пожалования ("пожалован есми") носят губные грамоты и наказы.

Церковная реформа.
Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700) гг. проводили политику, ...

Предпосылки возникновения Древнерусского государства. Славянские земли – княжения
Образованию Киевской Руси предшествовал период VI - VII веков, когда славяне, освоившие территории Центральной и Восточной Европы от Балтики до Карпат, начали продвигаться на север и восток, расселяясь по территории Русской равнины, по которой проходил знаменитый водный путь из Скандинавии в Византию ("из варяг в греки"), по р ...

Нашествие Батыя на Русь. Героические сопротивления Русского народа. Устан. Ига Золотой орды. Основные точки зрения на взаимоотношение Руси и Орды в 13- 15 вв.
Основной удар обрушился на города – ремесленно-торговые, административные и культурные центры. Разрушение городов – это и удар по культуре Древней Руси. Нашествие осложнило демографическую ситуацию. Потребовались годы, чтобы восстановить численность населения. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из круп ...