История » Российская эмиграция в Югославию в первой половине ХХ века » Заключение

Заключение
Страница 1

Октябрьская революция 1917

г. и гражданская война на территории бывшей Российской империи определили дальнейший ход истории нашей страны. Ближайшим последствием этих событии стала массовая эмиграция, положившая начало существованию российского зарубежья как устойчивой самостоятельной структуры. Одной из стран, где русские эмигранты нашли сначала временное пристанище, а потом и постоянное место проживания, стала Югославия (Королевство сербов, хорватов и словенцев). Эта славянская страна относится к числу крупных центров российской эмиграции в Центральной и Западной Европе.

Необходимо отметить, что именно социально-политические и идеологические мотивы стали стимулятором миграционного потока. Таким образом, российская эмиграция пер. пол. XX в. стала явлением политическим, не случайно она получила название «белой эмиграции» и была – при всем многообразии группировок – антисоветской, антибольшевистской по своей сущности. Хотя в Белграде не было крупных центров русских политических организаций, тем не менее, вся эмигрантская масса, соединившаяся в многочисленные общества, профессиональные союзы и организации взаимопомощи, по своему политическому настроению была весьма однообразна. Эмигрантская масса, за небольшим исключением, была настроена монархически и относилась негативно к соглашательской работе русских политических организаций Парижа и других центров Российского Зарубежья.

По мнению русского историка А. К. Елачича «Русская эмиграция в Югославии живет весьма интенсивной русской жизнью. Но все-таки, кажется, что нигде в мире она не одомашнилась столь сильно и не приросла к той почве, которая ее приняла, так, как в Югославии»[50]. Власти нового государства позволили российским эмигрантам создать органы самоуправления, систему образования, культуры, управления. До самой Второй мировой войны в Югославии существовала сеть русских начальных школ и гимназий, кадетские корпуса, девические институты, санатории, больницы, приюты, библиотеки, разрешалось организовывать свои типографии, печатать газеты, журналы, книги. Простор для культурной деятельности и сохранения русской самобытности был широк. «Русская Югославия» – это был целый материк, самостоятельный мир, который взаимодействовал с окружающим, принимая участие в жизни и строительстве Югославии, но и сохраняя собственную автономность, замкнутость, отдельность. В этом мире сформировалось и выросло несколько поколений русских людей, в нем возникла своя литература, культура.

Однако после войны русским беженцам пришлось столкнуться с той властью, от которой они пытались найти убежище в 1920-х гг. Закрылись все эмигрантские учреждения, включая школы и больницы. Перестали выходить газеты. Русский дом имени Императора Николая II стал Домом советской культуры. Эмигрантская жизнь совсем замерла. С окончанием Второй мировой войны в Европе завершается и история белой эмиграции на Балканах. Русская колония в Югославии прекращает свое существование как устойчивое и относительно замкнутое национальное сообщество.

Значительная часть русских эмигрантов вернулась на Родину, получив советское гражданство. Многие были репатриированы принудительно и отправлены в заключение, виновные и безвинные. Немногим оставшимся на свободе непримиримым противникам большевизма новый социалистический режим, установившийся в послевоенный период в Югославии, пришелся по душе, и они выехали в Западную Европу или в США. На постоянное жительство в Югославии осталась лишь незначительная часть русских, около 7 тыс. чел., в основном дети эмигрантов, для которых эта страна была уже настоящей Родиной. Новое испытание пришлось пережить русским беженцам и в 1948 г., когда возникли противоречия между руководством и компартиями СФРЮ и СССР. Вновь последовали отъезды и высылки. В итоге тот специфический русский дух, который окрасил и обогатил межвоенную Югославию, на долгие годы затаился в частных домах и в кругу друзей. Основными русскими атрибутами остались русская церковь Святой Троицы на Ташмайане, Иверская часовня и русское кладбище в Белграде. Сегодня наши соотечественники проживают в основной своей массе на территории Сербии и Черногории в крупных городах. Большинство из них ассимилировалось и состоит в смешанных браках с сербами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Культура и быт Древней Руси
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно ...

Предпосылки петровских реформ.
Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западно-евр ...

Административные реформы.
В. О. Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Ключевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критически, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограммно. ...