ЗаключениеСтраница 2
В заключение, нельзя не отметить значение российской эмиграции для развития югославского государства. Можно выделить несколько важнейших аспектов, в рамках которых вклад русских был особенно важен и существенен:
1. Личное участие русских специалистов в работе различных научных и культурных институтов (с именами русских связано рождение югославского балета, формирование оперного репертуара, возникновение целых отраслей фундаментальной науки).
2. Привлечение русскими в Югославию специалистов из других стран: гастроли ведущих театральных трупп, ансамблей, проведение международных съездов, научных конференций — все это расширяло горизонты югославского общества.
3. Непосредственное осуществление русско-сербских рабочих контактов во всех сферах культурной, научной и хозяйственной жизни.
Никогда в своей истории югославянские народы не переживали такого наплыва высокообразованных людей. Статистика показывает, что 13 % русских в Югославии имели высшее образование, а 62 % – среднее. По воле судьбы русские прибыли в традиционное аграрное общество – в тогдашней Югославии около половины населения не умело читать и писать. В каком-то смысле появление русских являло собой встречу двух культур. Русские стремились осесть в восточной, православной, части Королевства СХС, население которой, по их словам, было дружески к ним расположено, и более всего желали поселиться в Белграде. Многие из них только в столице могли устроиться на работу, где были востребованы их знания. Поэтому, несмотря на то, что общее число беженцев в Югославии постоянно сокращалось, в Белграде их количество росло, вопреки неоднократным попыткам властей законодательно ограничить русским эмигрантам возможность селиться в столице. В начале тридцатых годов уже треть всех русских, осевших в королевстве, проживала в Белграде.
Власти Югославии позволили русским открывать свои школы, больницы, библиотеки, читальни и книжные магазины, организовывать свои типографии, печатать газеты, журналы, книги. Простор для культурной деятельности и сохранения русской самобытности был широк. В 1933 г. в Белграде был открыт Русский дом имени Императора Николая II, под крышей которого работали многие культурные и научные учреждения – от Русского научного института и Русского культурного комитета до Русской публичной народной библиотеки, Русского драматического народного театра и русско-сербской гимназии. Югославское государство активно принимало эмигрантов на государственную службу, что не могло не сказаться на общем развитии страны.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что средства, потраченные правительством Югославии на содержание и адаптацию российских беженцев, вернулись ей в виде конкретного вклада русских эмигрантов-специалистов в развитие архитектуры, образования, военного дела, театрального и музыкального искусства и многих других сфер общественной и государственной жизни довоенной Югославии.
Приложение 1
Динамика расселения и движения русской эмиграции
[51]
|
Страны |
Количество эмигрантов (тыс. человек), годы | |||||
|
1920, окт. |
1920, дек. |
1921, февр. |
1921, 2-я пол. |
1923 |
Середина 20-х гг. | |
|
Франция |
175 |
- |
- |
400 |
- |
400 |
|
Германия |
560 |
- |
300 |
600 |
400 |
150 |
|
Польша |
Ок. 1 млн. |
- |
400 |
200 |
125 |
90 |
|
Турция |
50 |
200 |
90 |
- |
10 |
3 |
|
Китай |
- |
- |
- |
- |
100 |
76 |
|
Болгария |
- |
40 |
- |
- |
50 |
26,5 |
|
Югославия |
20 |
- |
35 |
- |
50 |
Св. 35 |
|
Чехословакия |
- |
- |
- |
50 |
35 |
30 |
|
Италия |
20 |
- |
15 |
- |
15 |
1 |
|
Финляндия |
- |
- |
25 |
- |
50 |
18 |
|
США |
- |
- |
- |
- |
Ок. 30 |
- |
|
Бельгия |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
|
Румыния |
- |
10 |
10 |
- |
10 |
- |
|
Латвия |
- |
- |
15 |
10 |
30 |
40 |
|
Литва |
- |
- |
20 |
- |
- |
- |
|
Эстония |
- |
- |
20 |
- |
- |
- |
|
Англия |
- |
- |
15 |
- |
15 |
3 |
|
Австрия |
- |
- |
5 |
- |
- |
2,5 |
|
Венгрия |
- |
- |
5 |
- |
10 |
5,3 |
|
Швейцария |
- |
- |
4 |
- |
- |
2,3 |
|
Греция |
- |
- |
4 |
- |
3 |
2 |
|
Египет |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
|
Индия |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
|
Африка |
- |
- |
7 |
- |
- |
- |
|
Тунис |
- |
Св. 5 |
- |
- |
- |
- |
|
Кипр |
- |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
Освобождение советских территорий 1944. Начало освобождения Европ. стран. Завершающий
этап войны и разгром фашистской Германии. Источники и итоги победы советского народа
Великой Отечеств. войне. Вы
Завершающий этап ВОВ и второй мировой войны. Источники и значение победы антигитлеровской коалиции.
В 1944г. перед красной армии стояла задача изгнания советских оккупантов из СССР и оказания помощи народам Европы. В январе 1944г. окончательно ликвидирована 900-дневная блокада Ленинграда. Весной 44 г. в ходе Кор-Сунь Шевченковской опер ...
Отметки на документе
В XIX в. в правилах оформления документов большое место отводилось "особым отметкам". Они подчеркивали степень важности документа: "нужное", "весьма нужное", "секретное", "в собственные руки", "конфиденциально", "строго конфиденциально". Эти отметки делались на правой ...
Образование СССР: предпосылки, проекты и объединения. Значение и
последствия образования СССР. Конституция СССР 1924г.
Образование СССР: причины и принципы создания Союза
Национальная политика имела большое значение для такой многонациональной страны, как Россия, где более половины населения составляли нерусские народы. Партия большевиков отстаивала право наций на самоопределение. Советское государство признало независимость Финляндии (декабрь 1917 г.) ...
