Первые шаги Украинской Центральной Рады на пути к автономии
Украины. Универсал Центральной РадыСтраница 1
Исполняя требования митингов, рекомендации съездов, 10 июня 1917 года Комитет (Малая рада) принял I Универсал Центральной рады к украинскому народу, в котором было провозглашено: "Отныне сами будем строить нашу жизнь", т.е. была объявлена автономия Украины (в составе России). 15 июня создан Генеральный секретариат как правительство автономной Украины, председателем которого стал В. Винниченко.
Обнародование Универсала обеспокоило Временное правительство, опубликовавшее "Обращение к украинскому народу", в котором призывалось не отрываться от России. 29 июня 1917 года в Киев прибыли министры Временного правительства на переговоры с Центральной Радой. Они признали право Украины на автономию и согласились, чтобы Центральная Рада выработала статус своих полномочий.
II Универсал Центральной Рады
Итоги переговоров с министрами Рада обобщила во II Универсале 3 июля 1917 года и в специальном постановлении Временного правительства. Универсал отметил, что Украина признает Всероссийское учредительное собрание, которое должно одобрить автономию Украины. В документе речь шла о пополнении Центральной Рады представителями национальных меньшинств. Этот документ общественность восприняла как шаг на пути к автономии. В целом же II Универсал был шагом назад по сравнению с первым в отношении конструирования автономии Украины, проявлением стремления к компромиссу между Центральной Радой и Временным правительством. Правовая основа взаимопонимания между Центральной Радой и Временным правительством оформлена в Уставе высшего правления Генерального секретариата, выработанном Малой радой.
Между тем в столице России изменилось отношение к ситуации в Украине. После принятия большинством голосов декларации Временного правительства министры-кадеты, выступившие против, подали в отставку, что привело к правительственному кризису. Ситуация усугубилась попыткой большевиков 3-5 июля 1917 года поднять восстание в Петрограде и захватить власть. После этих событий был избран новый состав правительства, который возглавил А. Керенский. С новым составом, в который не вошел И. Церетели - главный инициатор достигнутых в Киеве договоренностей, - пришлось иметь дело делегации Генерального секретариата.
Правительственная комиссия категорически отклонила Устав Генерального секретариата. Вместо него была издана "Временная инструкция Генеральному секретариату Временного правительства на Украине", в которой провозглашалось, что Генеральный секретариат является высшим органом Временного правительства (а не Центральной рады) по делам местного самоуправления в Украине. Его компетенция распространялась только на 5 губерний - Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую. Число генеральных секретарей сокращалось от 14 до 9. Выработанные Генеральным секретариатом проекты должны были представляться на утверждение Временному правительству, как и предложения относительно комиссара по украинским делам в Петрограде. Центральная Рада лишалась статуса законодательного органа. Положительным являлся сам факт переговоров Временного правительства с делегацией Центральной Рады и признание хотя и крайне усеченной автономии региона. Несмотря на то, что инструкция реализована не была, она явилась конституционной основой деятельности высших органов власти Украины.
Изнурительная война, паралич власти, распространение анархии, грабежи, беспорядки привели к глубокому кризису всей жизни страны. Останавливались заводы, фабрики, шахты, нарушались графики движения поездов, замирала торговля. Центральная Рада не имела возможности обеспечить сильную власть как в центре, так и на местах. Взяв курс на утверждение в Украине социалистического строя, создание государства “трудящегося народа”, в котором нет места эксплуатации, Центральная рада недоверчиво относилась к тем, кто не разделял социалистических идей или принадлежал к “эксплуататорским классам”. А сама Центральная рада не могла укомплектовать аппарат управления квалифицированными работниками. Фактически власть Центральной рады и Генерального секретариата не распространялась за пределы Киева. Провинция их не знала. Там учреждения Центральной рады создавались с задержкой.
Политическая организация Младшего Жуза накануне вхождения в состав Российской
империи. Абулхаир Хан – видный государственный деятель и политик.
В первой четверти XVIII в. наиболее значительная часть казахских общинных структур концентрировалась в южной, центральной и северо-восточной частях региона. Зимние пастбища казахов старшего жуза находились в песках Южного Прибалхашья, Мойынкума, в долинах рек Или, Чу и Талас, а летние – на северных отрогах Тянь-Шаня и хребта Каратау. На ...
Классификации исторических источников
Классифицировать что-либо – означит группировать в соответствии с общими признаками. И уже из этого определения вытекает основная, как мне кажется, проблема, связанная с классификацией исторических источников, а именно проблема выбора этих «общих признаков». Здесь крайне важно именно слово «общих», так как в зависимости от целей исследо ...
Начало протекционизма
В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения.
Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значите ...