История » Образование Украинской Центральной Рады и сущность ее политической программы » Первые шаги Украинской Центральной Рады на пути к автономии Украины. Универсал Центральной Рады

Первые шаги Украинской Центральной Рады на пути к автономии Украины. Универсал Центральной Рады
Страница 1

Исполняя требования митингов, рекомен­дации съездов, 10 июня 1917 года Комитет (Малая рада) принял I Универсал Цент­ральной рады к украинскому народу, в котором было провозглашено: "Отныне сами будем строить нашу жизнь", т.е. была объявлена автономия Украины (в составе Рос­сии). 15 июня создан Генеральный секретариат как правитель­ство автономной Украины, председателем которого стал В. Винниченко.

Обнародование Универсала обеспокоило Временное правитель­ство, опубликовавшее "Обращение к украинскому народу", в кото­ром призывалось не отрываться от России. 29 июня 1917 года в Киев прибы­ли министры Временного правительства на переговоры с Центральной Радой. Они признали право Украины на автономию и согласились, чтобы Центральная Рада выработала статус своих полномочий.­

II Универсал Центральной Рады

Итоги переговоров с министрами Рада обобщила во II Универсале 3 июля 1917 года и в специальном постановлении Временного правительства. Универсал отметил, что Украина признает Всероссийское учредительное собрание, которое должно одобрить автономию Украины. В документе речь шла о пополнении Центральной Рады представителями национальных меньшинств. Этот документ общественность восприняла как шаг на пути к автономии. В целом же II Универсал был шагом назад по сравнению с первым в отношении конструирования автономии Украины, проявлением стремления к компромиссу между Центральной Радой и Временным прави­тельством. Правовая основа взаимопонимания между Центральной Радой и Вре­менным правительством оформлена в Уставе высшего правления Генерального секретариата, выработанном Малой радой.

Между тем в столице России изменилось отношение к ситуации в Украине. После принятия большинством голосов декларации Вре­менного правительства министры-кадеты, выступившие против, по­дали в отставку, что привело к правительственному кризису. Ситу­ация усугубилась попыткой большевиков 3-5 июля 1917 года поднять вос­стание в Петрограде и захватить власть. После этих событий был избран новый состав правительства, который возглавил А. Керен­ский. С новым составом, в который не вошел И. Церетели - глав­ный инициатор достигнутых в Киеве договоренностей, - пришлось иметь дело делегации Генерального секретариата.

Правительственная комиссия категорически отклонила Устав Генерального секретариата. Вместо него была издана "Временная инструкция Генеральному секретариату Временного правительства на Украине", в которой провозглашалось, что Генеральный секре­тариат является высшим органом Временного правительства (а не Центральной рады) по делам местного самоуправления в Украине. Его компетенция распространялась только на 5 губерний - Киев­скую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и Черниговскую. Число генеральных секретарей сокращалось от 14 до 9. Выработанные Генеральным секретариатом проекты должны были представляться на утверждение Временному правительству, как и предложения относительно комиссара по украинским делам в Петрограде. Центральная Рада лишалась статуса законодательного органа. Положительным яв­лялся сам факт переговоров Временного правительства с делегацией Центральной Рады и признание хотя и крайне усеченной автономии региона. Несмотря на то, что инструкция реализована не была, она явилась конституционной основой деятельности высших органов власти Украины.

Изнурительная война, паралич власти, рас­пространение анархии, грабежи, беспоряд­ки привели к глубокому кризису всей жиз­ни страны. Останавливались заводы, фаб­рики, шахты, нарушались графики движе­ния поездов, замирала торговля. Центральная Рада не имела возможности обес­печить сильную власть как в центре, так и на местах. Взяв курс на утверждение в Украине социалистического строя, создание госу­дарства “трудящегося народа”, в котором нет места эксплуатации, Центральная рада недоверчиво относилась к тем, кто не разделял социалистических идей или принадлежал к “эксплуататорским классам”. А сама Центральная рада не могла укомплектовать аппарат управления квалифицированными работниками. Фактически власть Центральной рады и Генерального секретариата не распространя­лась за пределы Киева. Провинция их не знала. Там учреждения Центральной рады создавались с задержкой.

Страницы: 1 2

Политическая организация Младшего Жуза накануне вхождения в состав Российской империи. Абулхаир Хан – видный государственный деятель и политик.
В первой четверти XVIII в. наиболее значительная часть казахских общинных структур концентрировалась в южной, центральной и северо-восточной частях региона. Зимние пастбища казахов старшего жуза находились в песках Южного Прибалхашья, Мойынкума, в долинах рек Или, Чу и Талас, а летние – на северных отрогах Тянь-Шаня и хребта Каратау. На ...

Классификации исторических источников
Классифицировать что-либо – означит группировать в соответствии с общими признаками. И уже из этого определения вытекает основная, как мне кажется, проблема, связанная с классификацией исторических источников, а именно проблема выбора этих «общих признаков». Здесь крайне важно именно слово «общих», так как в зависимости от целей исследо ...

Начало протекционизма
В XVII в. существовали многочисленные торговые и таможенные пошлины и сборы, которые создавали немалые трудности в торговле, вызывали недовольство торговых людей, порождали народные волнения. Особенно большое недовольство у отечественного купечества вызывало преобладание иностранных торговцев на внутренних рынках, наличие у них значите ...