История » Зарождение государственности у восточных славян. Принятие Русью христианства. Россия во времена царского правления и в эру СССР » Великие реформы 60-70х гг. 19века.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, и их историческое значение

Великие реформы 60-70х гг. 19века.: судебная, земская, городская, военная, народного образования, и их историческое значение
Страница 1

Реформы вызывались: необходимостью привести судебную систему, органы местного самоуправления, образования, финансы, вооруженные силы в соответствие с изменившимися общественными и экономическими условиями; ростом общественного движения, социальных и национальных конфликтов; настроениями и пожеланиями либеральных кругов о введении новых судов и местного самоуправления, тем более, что после освобождения крестьян государство своими силами не могло поднять местное хозяйство.

Земская реформа в 1864г. Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами. Политическая деятельность земств не допускалась. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По-первой курии крупные землевладельцы и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По-второй избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей – крестьянской курии имели еще больше ступеней: сельский сход – волостной сход – уездный съезд выборщиков по курии.

Уездные земские собрания являлись распределительными органами и выбрали исполнительные органы – земские управы, а также гласные в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернские земские управ. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства.

Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция. Земства способствовали развитию хозяйства, активации общественной жизни на местах. Земства создавали школы и больницы, улучшали жизнь русской деревни. Но их возможности были крайне ограничены. Городские реформы 1870г. Создавала новую систему городского самоуправления. Выборы проводились на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали: владельцы недвижимости в черте города; содержатели торговых и промышленных заведений; обладатели купеческих и промысловых свидетельств. Избиратели делились на три курии : крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных городской думы, являющейся распределительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу - исполнительный орган во главе с городским головой.

Городское самоуправление занималось благоустройством города, образованием, задравоохранением, попечением торговли и промышленности; имело свой бюджет, часть которого шло на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенция городского самоуправления не выходила за рамки хозяйственных вопросов, его права были еще более ограничены, чем права земств, но, в целом , реформа, способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов. Судебная реформа началась с введением в 1864 г. Новых судебных уставов. Основные принцыпи новой судебной системы:

-бессословность, что означало равенство всех перед законом

-независимость суда, кроме того, действовал принцип несменяемости судей

-гласность

- состязательность, т. е. участие в процессе прокурора и адвоката

-вводился институт выборных присяжных заседателей.

Структура суда:

- в основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавшим одну губернию, с присяжными заседателями;

-второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов

- роль высшей инстанции играл Сенат

- параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел.

Общий и мировой суды рассматривали гражданские и уголовные дела, но не занимались политическими процессами и не судили высших государственных чиновников. Эти вопросы находились в ведении Высшего уголовного суда. Прокуратура превратилась в орган судебного надзора, фактически прокуратура была подчинена министру юстиций

Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правому обществу.

Страницы: 1 2

Антибоярское направление реформ.
Провозглашая эти реформы, Ивана IV изображал их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, прежде всего это дворяне, помещики и верхи посада. Начальным моменто ...

Участие церковных иерархов в политической борьбе в первой половине XVI века
Вся жизнь православного русского общества XVI века была подчинена церковным канонам, а, следовательно, правительству приходилось считаться с мнением православных иерархов, но на практике боярские группировки тем или иным образом пытались влиять на митрополитов, склоняя их на ту или иную политическую сторону. У Василия III оставался пле ...

Основные черты НЭПа
• замена разверстки продналогом, который был в 2 раза меньше разверстки. Размер его объявлялся весной и не мог быть увеличен в течение года. После его сдачи крестьянин мог свободно торговать; • государственные предприятия переводились на хозрасчет, на самоокупаемость и самофинансирование. Предприятия могли сами распоряжаться прибылью, ...