История » Внешняя политика России в XVI веке » Формирование основных направлений внешней политики Московского государства при Иване III

Формирование основных направлений внешней политики Московского государства при Иване III

Основные направления внешней политики России XVI века оформились еще при великом государе Московском князе Иване III:

- балтийское (северо-западное),

- литовское (западное),

- крымское (южное),

- казанское и ногайское (юго-восточное).

Важнейшим итогом деятельности Ивана III стало достижение территориального единства русских земель. Объединение русских земель вокруг Москвы делало возможным активизацию внешнеполитической деятельности.

К началу XVI века удалось обеспечить относительное спокойствие на восточных рубежах – в результате победоносного похода великокняжеских ратей на Казанское ханство в 1487 году Казанский хан признал себя вассалом Московского государства. Дружеские отношения с Крымским ханом Менгли-Гиреем укрепились после того, как в 1491 году Иван III послал на помощь Менги русские полки против детей хана Ахмата, державших Золотую Орду. В результате русско-литовских войн 1492-1494 и 1500-1503 годов в состав Московского государства удалось включить десятки русских городов – Вязьму, Чернигов, Стародуб, Путивль, Рыльск, Новгород-Северский, Гомель, Брянск, Дорогобуж и другие. В 1503 году было заключено шестилетнее перемирие с Литвой и Ливонским орденом.

А.Н.Сахаров так охарактеризовал итоги правления Ивана III: «Трудно переоценить значение эпохи Ивана III во внешнеполитической истории России. Страна стала важным элементом восточно- и североевропейской подсистемы государств. Западное направление становится – и притом надолго – ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Литовского княжества, особенности курса Казимира Старого были прекрасно использованы московским правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним километров, практически все Верховские княжества и Северская земля (захваченные в свое время Литвой) перешли под власть Москвы. Важной и самостоятельной частью русской внешней политики стал балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий – правовых и экономических – участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией, Венгрией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специалистов разного профиля и многократно расширили горизонт культурного общения.

После свержения зависимости от Большой Орды и ее окончательной ликвидации Россия объективно становится сильнейшим государством в бассейне Волги по экономическому, демографическому и военному потенциалу. Ее намерения не ограничены традиционными пределами. Вслед за новгородцами XII-XIV вв. отряды русских войск, артели купцов и промысловиков приступают к освоению бескрайних просторов Урала и Зауралья. Совершенный в 1499 году поход на Югру, на земли нижней Оби обозначил цели и ориентиры московской экспансии на восток. Рождавшееся Российское государство прочно вошло в систему международных отношений»[1].

Журнал “Олонецкие епархиальные ведомости”
Большое значение в жизни крестьян Кондопожского края в начале ХХ века играла Русская православная церковь. Все селения были разделены между приходами, в больших селах имелась церковь и жил священник с причтом, в небольших деревнях были часовни. О взаимоотношениях местных крестьян с православной церковью, о роли православия в крестьянско ...

Материалы о культуре Кондопожского края в периодике Олонецкой губернии. Общая характеристика культуры Кондопожского края
В культуре местных крестьян переплетались как традиционные черты (православие), так и модернизационные (школа). О проникновение модернизационных тенденций говорит строительство школ и училищ в Кондопожской волости. О чем будет идти речь ниже. Как известно православное христианство в Петрозаводском уезде, а соответственно и в Кондопожск ...

Формирование панисламизма двух типов [Официально-реакционного, "абдулхамидовского"; и младотурецкого] (1871-1918 гг.)
В 60-70-е гг. XIX в. происходит генезис панисламизма в Турции. Панисламизм - религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности и о необходимости их политического объединения под властью высшего ду ...