История » Отечественная история » Реформы Петра I и победа абсолютизма

Реформы Петра I и победа абсолютизма
Страница 1

Эпоха Петра I стала временем серьезных преобразований, охвативших все стороны государственной и общественной жизни, хотя и проводившихся не по заранее обдуманному и четко спланированному замыслу. Их двигателем, по мнению В. О. Ключевского, была война, целью которой для Петра I стало добиться превращения России в морскую европейскую державу.

Для ведения военных действий против Турции и Швеции понадобилась современная армия и флот и Петр I создал ее на регулярной, постоянной и профессиональной основе, положив в основу комплектования всеобщую повинность для дворян и рекрутскую повинность для других сословий. Срок службы был пожизненным. Все это делало вооруженные силы, содержавшиеся за счет государства, надежной и прочной опорой власти.

Мануфактурная промышленность, ставшая в это время ведущей формой производства, обеспечивала армию и флот всем необходимым. Число мануфактур выросло в 10 раз, но все они были переведены на подневольный труд, даже купцы получили право покупать земли с крестьянами (появилась категория посессионных работников). Быстро развивалась внутренняя и внешняя торговля, во многом благодаря политике меркантилизма, проводившейся властью. Сельскохозяйственное производство изменилось незначительно, лишь появились новые культуры и породы скота, да стали насаждаться плуг и коса, как более совершенные орудия труда.

Социальные отношения как в деревне, так и в городе окончательно приобрели феодальный характер. Структура общества упростилась, население паспортной системой прикреплялось к сословиям и местам проживания, то есть усилился государственный контроль над всеми перемещениями людей. Степень социальной свободы уменьшилась. Основными сословиями стали дворянство, купечество, духовенство, крестьянство и казачество.

Купечество объединялось под контролем государства в гильдии, ремесленники - в цехи. Господствующее дворянское сословие было связано обязательной государственной службой и открыто для представителей других сословий, но лишь при условии несения государственной службы (согласно Табели о рангах 1722 г., уже 14 класс службы давал дворянство личное, а восьмой - потомственное). Упрощение социальной структуры и усиление ее огосударствления определялись потребностями лучшего формирования вооруженных сил и кадров государственного аппарата, а также фискальными целями.

Содержание постоянных вооруженных сил требовало значительных средств, поэтому были проведены денежная и налоговая реформы: окончательно вводились серебряные и медные деньги, устанавливалась новая единица налогообложения – душа мужского пола, основным прямым денежным налогом стала подушная подать, появилась разветвленная система косвенных налогов (акцизных сборов). Осуществлялись глубокие культурные преобразования, резко ускорившие процесс европеизации страны: был введен новый календарь и гражданский шрифт, создавались школы для обучения и подготовки специалистов для вооруженных сил (Навигацкая и Инженерная школы, цифирные школы), появился первый музей (Кунсткамера), была учреждена Академия наук. Все эти преобразования создали основы для окончательной победы абсолютизма. Глава государства с 1721 г. именуется императором и, согласно Духовному регламенту, он «есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Указом о престолонаследии 1722 г. он мог сам назначать себе наследника, исходя из интересов государства. Изменилась вся система управления страной: высшим органом власти, помогавшим императору осуществлять законодательные, исполнительные и судебные функции, стал Сенат. Приказы были заменены коллегиями. Вводились губернии и провинции. Все чины государственного аппарата назначались императором, приносили ему присягу на верность и контролировались им через систему прокуроров и фискалов. Окончательно утратила самостоятельность церковь. Вместо патриарха ее стал возглавлять формируемый императором Святейший Синод или Духовная коллегия. Церковные земли управлялись специальным монастырским приказом. Духовенство превращалось в замкнутое сословие, находящееся, по сути, на службе у государства и обязанное доносить власти обо всех крамольных мыслях верующих, ставших известными во время исповеди. Европеизация страны, сопровождавшая петровские преобразования, стала одним из средств укрепления власти и усиления могущества России. Одновременно Петр I сохранил и даже усилил некоторые традиционные институты. Не случайно современные исследователи называют строй XVIII в. «государственным феодализмом».

Страницы: 1 2

Участие церковных иерархов в политической борьбе в первой половине XVI века
Вся жизнь православного русского общества XVI века была подчинена церковным канонам, а, следовательно, правительству приходилось считаться с мнением православных иерархов, но на практике боярские группировки тем или иным образом пытались влиять на митрополитов, склоняя их на ту или иную политическую сторону. У Василия III оставался пле ...

Тоталитарная система власти, культ личности и сталинизм
Монополия большевистской партии на власть привела к формированию тотального, т.е. всеобщего контроля этой власти над всеми сферами жизни общества. Позднее эта система переросла в режим личной власти и культ личности И.В. Сталина. Еще в 1924 г. В.И. Ленин рекомендовал снять И.В. Сталина с поста Генсека, мотивируя это грубостью И.В. Стал ...

Культура Др. Руси 10-13 вв.
Основой культуры Древней Руси являлось христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности языком образов и символов призвана была выразить молодая древнерусская культура. Византия стала культурной наставницей северного соседа. Влияние византийского искусства многогранно. Благодаря Византии Русь получила возможность по ...