История » Системный подход и анализ в исторических исследованиях » Системный подход и моделирование общественного развития в исторических исследованиях

Системный подход и моделирование общественного развития в исторических исследованиях
Страница 3

2. Закономерность стадиального развития формаций отражает общие для всех цивилизаций тенденции в динамике формационного развития. Общество развивается не только от формации к фор-мации, но и внутри её. Изменения в обществе, происходящие в рамках формации, диалектически готовят её смену новой, следующей. Достаточно известные исторической науке формации проходили три стадии развития: раннюю, полного развития и позднюю, после которой происходит переход в новую, более высокую формацию.

Ранняя стадия — этап формирования и утверждения ведущего способа производства и свойственных ему общественных отношений. Вторая стадия — полное развитие формации на сложившейся экономической основе и зарождение элементов новой, последующей формации. Поздняя стадия — этап разложения общественных отношений старой формации и развития внутри нее элементов новой формации с обострением общественных противоречий, вызывающих неустойчивое состояние социокультурной системы. Длительность стадий и общая продолжительность формаций сокращаются, исторический процесс в целом ускоряется. В начале ХХI века исторически сосуществуют в крупных цивилизациях капиталистическая формация в поздней стадии и социализм ранней стадии. Аналогичное сосуществование имело место и на предыдущих этапах мирового исторического процесса.

3. Закономерность революционной смены формаций и преодоления реставрации старой формации на ранней стадии новой. В ней отражается сущность сложных общественных процессов, происходящих при переходе общества от предыдущей к последующей формации. Смена формации представляет собой качественные изменения общественного строя с переходом политической власти в государстве к новому классу, определяющему характер производственных отношений. Весь ход истории показывает, что она происходит, как правило, в результате социальных взрывов — революций, которые разрушают политические и социальные структуры старой формации и организуют новые для утверждения власти нового господствующего класса.

Прорыв революционным путем происходил раньше в тех странах, где элементы новой формации развились внутри старой в значительной степени, а её государственные структуры оказались более слабыми и легче подверженными разрушению. Переход в новую формацию в редких случаях происходил и эволюционным путем с преодолением кризисной ситуации реформами (напр.: Византия — от рабства к феодализму; Швеция — от феодализма к капитализму; в России эволюционный переход к капитализму сменился буржуазными революциями).

Победоносная революция переводит общество в раннюю стадию новой формации. Однако формирование и утверждение нового общественного строя — длительный исторический процесс. Процесс отмирания старых и утверждения новых общественных отношений со сменой социальной структуры и социальной психологии проходит на ранней стадии формации в борьбе старого и нового укладов, что приводит в ряде случаев к зигзагам и попятному движению, к частичной реставрации старого строя (в Англии частичная реставрация феодализма продолжалась 30 лет, во Франции — 15 лет). Но история не имеет обратного хода, реставрация ведет к новому общественному кризису, и новая формация преодолевает реставрацию, утверждается окончательно в преобразованном виде (вторичная буржуазная революция в Англии в 1788–1789 гг., вторичные революции во Франции в 1830 и 1848 гг.). Переход к социализму в ХХ в. в трёх цивилизациях (Россия, Китай, Куба) также происходил с общей для всех стран и формаций закономерностью. Реставрация капитализма в странах Восточной Европы и разрушенном СССР вызвала глубокий общественный кризис и сложные общественные процессы переходного периода, не получившие ещё своего полного завершения.

Системный, цивилизационно-формационный подход позволил проследить в отечественной истории конкретное проявление общих для всех народов закономерностей и вместе с тем определить особен-ности исторического процесса развития российской цивилизации, ее характерные черты на различных этапах формационного развития. В целом это даёт возможность более полно раскрыть генетику современного российского общества как социокультурной общности российских народов. Нет необходимости доказывать актуальность такого изучения отечественной истории в современных условиях.

Вышеизложенные положения позволяют, на наш взгляд, приступить к созданию модели мирового исторического процесса с целью исследования его закономерностей количественными характеристиками с применением формализованных математических методов в сочетании с неформальными методами анализа данных. Решение этой сложной научно-исторической проблемы позволит более глубоко познать сам ход истории, определить конкретное влияние на исторический процесс различных факторов, а главное — учитывать исторический опыт в моделировании перспектив развития современного общества усилиями учёных различных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4 5

Хрущев и его отношение к культу личности.
Главное значение Хрущев придавал идеологической стороне дела, необходимости до конца разоблачить культ личности, высказать правду о преступлениях ЗО-х годов и других периодов. Но сама эта правда, увы, была половинчатой, неполной. С самого начала Хрущев споткнулся на проблеме личной ответственности, поскольку многие в партии знали о той ...

Определение исторического источника и проблема установления границ при формировании круга исторических источников
Вполне логичной мне кажется мысль, что прежде чем начинать классифицировать исторические источники, необходимо определиться со значением самого термина «исторический источник». Это я и попытаюсь сделать в данном параграфе моего эссе, анализируя различные варианты определений понятия[3] «исторический источник», предложенные в своё время ...

Рождение доктрин нестяжателей и иосифлян. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий
Так как провести насильное изъятие было невозможно, поскольку применение тех же мер, что и в Новгороде в отношении московского духовенства вызовет крайнее негодование населения. По этой причине, в отличие от Новгорода, в Москве власти пытались воздействовать на Церковь методами убеждения: от духовенства требовали добровольной «жертвы» в ...