История » Системный подход и анализ в исторических исследованиях » Системный подход и моделирование общественного развития в исторических исследованиях

Системный подход и моделирование общественного развития в исторических исследованиях
Страница 2

В отличие от законов природы развитие социальных организмов подчиняется особым закономерностям, где учитывается управляющая роль субъекта управления. Эти закономерности, как отмечает выдающийся советский математик, исследователь и мыслитель Н.Н. Моисеев, не жёстко детерминируют определённую модель развития, а носят характер тенденций, ограничивают множественность его траекторий (вариантность) в общем русле и направлении. В общественных науках, считает он, модельное описание процесса (мыслительные модели) «сжимает» множество траекторий развития, а полученный результат является законом или закономерностью.

Такие закономерности можно определить, рассматривая в мировом историческом процессе развитие в разнообразных условиях исторически устойчивых социокультурных систем. Содержание общих для всех закономерностей (тенденций развития) познаётся сопоставлением исторического пути разных народов с учётом специфики их существования и развития.

Развитие общества подвержено влиянию двух типов факторов: объективных и субъективных. В системном анализе исторического процесса учитывается влияние следующих объективных факторов: 1) среда обитания (климатические, геофизические, коммуникационные особенности территории, ее размеры и природные ресурсы); 2) геополитические условия (соседние народы, характер взаимоотно-шений с ними, влияние на другие народы); 3) демографическое движение (численность и плотность населения, интенсивность общения, темпы их изменения); 4) способ производства, развитие производительных сил. К числу субъективных факторов относятся: 5) цивилизационные этнические особенности жизнедеятельности народа; 6) господствующие идеи о социальном устройстве и государст-венном строе; 7) деятельность государственных деятелей, исторических личностей, общественно-политических движений и их лидеров, открытия ученых и изобретателей.

Каждый из этих факторов оказывает влияние на ход исторического процесса в разной степени на разных этапах общественного развития. Под их влиянием процесс развития народов различается по темпам, формам и направленности. В истории известны следующие основные типы развития: 1) быстрые качественные изменения прогрессивного направления (революционный тип); 2) медленные изменения (эволюционный тип, как стихийный, так и путем реформ); 3) топтание на месте (стагнация); 4) попятное движение к прошлому (регресс).

Общий характер развития человечества как сложной глобальной макросистемы — поступательное прогрессивное развитие в историческом времени от низших форм общественной жизни к высшим, с рас-ширением и усложнением видов человеческой деятельности. Наиболее общим законом исторического процесса является закон развития и смены общественно-экономических формаций в соответствии с развитием производительных сил и изменением способа производства. Каждая новая формация является ступенью прогрессивного развития общества, сменяя устаревшую. Так, первобытнообщинную формацию сменил рабовладельческий строй, ему на смену пришел феодализм, которого сменил капитализм. ХХ век дал пример перехода в следующую формацию — социализм (или первую стадию коммунистической формации), проявившийся в трех цивилизациях — российской, китайской и латиноамериканской (Куба). В этом неопровержимая суть исторического материализма как научной методологии познания истории.

Действие общего закона в конкретно-исторических формах развития народов проявляется в ряде закономерностей исторического процесса. Системный цивилизационно-формационный подход позволяет определить три общие закономерности: 1) цивилизационного своеобразия формационного развития; 2) стадиального развития формаций; 3) революционной смены формаций и преодоления реставрации старой формации на ранней стадии новой формации.

1. Закономерность цивилизационного своеобразия формационного развития. Сложившийся веками тип цивилизации на основе накопления поколениями материальной, духовной и политической культур, обеспечивающих жизнедеятельность и развитие общества в условиях среды обитания и сохранение своей целостности от воздействия других народов, приобретает генетический характер. Цивилизация — культурно-исторический тип общества — оказывает непосредственное влияние на формы и темпы социально-экономических и общественно-политических процессов на каждом этапе формационного развития. Смена формаций дает толчок дальнейшему цивилизационному развитию народа в новых социальных условиях. Так, античное рабовладельческое общество отличалось от египетского; западноевропейский феодализм — от китайского и российского; капитализм европейский отличается от японского, российского и латиноамериканского; социализм российский также отличался как от китайского, так и от латиноамериканского. Особенности китайской цивилизации определили ее более ранний, чем другие цивилизации, переход к феодализму, особенности европейской цивилизации определили её опережающий переход в капиталистическую формацию и воздействие на формационное развитие других народов. Особенности российской цивилизации определили переход первой в XX в. к социализму и последующее влияние на мировой исторический процесс в этом направлении. Таким образом, эта закономерность отражает различие форм и темпов общего для всех формационного развития у различных народов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Отражение в религии неравенства среди греков
Греки верили, что Зевс и другие главные боги живут на самой высокой горе Греции — Олимпе. Их называли олимпийскими богами. Жизнь богов на Олимпе греки представляли себе похожей на жизнь знатных людей. Боги живут во дворцах, носят нарядные одежды, часто пируют. Как знатные люди управляют племенами, так «олимпийцы» во главе с Зевсом упра ...

Основные занятия крестьян Кондопожского края
Некто “N” писал в ОЕВ: “Для земледельца весна и лето время самое дорогое. Многое нужно сделать: вспахать и посеять поле, убрать урожай, заготовить сено и корма для скота на зиму". Автор пишет, что с крестьянином в это время трудятся все его домашние - жена, дети и др. - кто что может. В это время ему все нужны, все помогают, и никт ...

Ганзейский союз и Новгород
Ганзейская контора в Новгороде состояла из Готского и Немецкого дворов. Руководство конторой осуществляли непосредственно ганзейские города: сначала Висбю и Любек, в дальнейшем к ним присоединились ливонские города Рига, Дерпт, Ревель. Устройство ганзейской конторы в Великом Новгороде, организация быта и торговли во дворах, взаимоотноше ...