История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Школа

Школа
Страница 1

Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в., когда в русской социально – экономической жизни начались перемены связанные с развитием внутренней и внешней торговли, складыванием всероссийского рынка, развитием ремесла, возникновением мануфактур. Ремесленное производство, мануфактуры и торговля, зодчество, военное дело, врачевание нуждалось в людях, знающих математику, практическую химию, анатомию и многое другое. Пытливая человеческая мысль стремилась выйти за тесные пределы средневекового религиозного мировоззрения.

Этим объясняется возникновение тяги всех слоев населения к просвещению, образованию грамотности в широком смысле слова. Государство, пережившее стадию оформления абсолютизма, испытывало сильную нужду в грамотных людях для своего аппарата, и новых бюрократических учреждении. Обострение межклассовых обострений, вынудило дворянство задуматься об новых, адекватных формах своего господства. Для этого требовалось поднять уровень образования, общей культуры славянства.

Наиболее дальновидные церковные деятели, встревоженные падением авторитета церкви, добивались повышения грамотности и образованности духовенства. Причину падения авторитета они видели преимущественно в невежестве среднего и низшего класса духовенства.

В Уложенной комиссии разгорелся характерный спор для того времени по поводу образования крестьян. Депутат от пахотных солдат И.Жеребцов, граф Строгонов были уверенны, что крестьянам необходимо образование - “Я уверен,… что если бы просвещеннее сей род людей был, то, конечно бы, подобных свирепств мы свидетелями не были ”. Но большинство дворян не желало “вольности” для крестьян, ни в какое время, а в охране от зверств они полагались на военную силу.

В развитии школы и просвещения в первой половине XVIII можно выделить два этапа. Первый период охватывает примерно конец XVII в. И первую четверть XVIII в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимых в обстановке реформ и напряженной внешнеполитической борьбы.

Второй период, 1730-е годы – 1755 г., характеризует возникновение закрытых сословных, дворянских учебных заведений, складывание системы дворянского образования и, одновременно, борьба М.И. Ломоносова и его учеников за общенародное образование, за создание московского университета.

Для поднятия духа людей, внушение русским и иностранным читателям уверенности в победоносном для России окончании не очень счастливо начавшейся войны, была издана первая печатная газета - “ведомость”, от 2 января 1703 г. В ней сообщается, что отлито 400 пушек медных, найдено много нефти и медной руды, разбито несколько шведских застав. Первый номер “ведомости” редактировал Петр I. Номер хорошо отредактирован, в нем нет случайного материала. Знаменателен он тем, что непосредственно за первыми строками, шло сообщение – “…московские школы умножаются, и уже 45 человек слушают философию, и диалектику окончили”. (Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.43).

Нехватка образованных, необходимость идти за наукой к иноземцам вызывали чувство неуверенности в успехе начинаний Петра I и отягощали казну. Было ясно что “…без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стежать себе умного имения”.(писатель того времени Ф.Салтыков).

Петр желал получить обученных работников, солдат, моряков, офицеров. Для этого не обходимо было добиться любыми путями цели – срочно подготовить людей, способных делать дело, прежде малоизвестное. С этой целью царь отправляется сам и отправляет десятки дворян за границу учиться морскому делу, ремеслу, наукам. Но это не удовлетворяло интересы царя, надо было создавать школы в своей стране.

Страницы: 1 2 3

Первый год Самарской губернии
21 апреля 1851 г. губернатор создал врачебную управу (инспектор - доктор медицины и хирургии Эдуард Карлович Финке; врач Г.А. Троицкий и акушер Платон Андреевич Агромыченков), важнейшей обязанностью которой стали организация санитарного надзора и борьба с эпидемическими болезнями, и больничный совет. В управе служило 6 медиков, 2 ветери ...

Создание Самарской губернии. Причины создания Самарской губернии
Губернии, как основные административно-территориальные единицы, были созданы по указанию императрицы Екатерины II согласно изданному в 1775 г. законодательному акту "Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи". Создание губернии определялось конкретными географическими и социально-экономическими условиями выбра ...

Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.
Во второй половине XIX - начале XХв. инструментом для придания культуре национального характера рассматривалось образование. К концу XIXв. система образования в чешских землях представляла собой сложную многоступенчатую структуру, сложившуюся в результате многочисленных преобразований. Наиболее значительными были реформы школы в 1849г. ...