История » Отражение политической идеологии в культуре первой половины XVIII века » Школа

Школа
Страница 1

Потребность в светском образовании возникла уже в XVII в., когда в русской социально – экономической жизни начались перемены связанные с развитием внутренней и внешней торговли, складыванием всероссийского рынка, развитием ремесла, возникновением мануфактур. Ремесленное производство, мануфактуры и торговля, зодчество, военное дело, врачевание нуждалось в людях, знающих математику, практическую химию, анатомию и многое другое. Пытливая человеческая мысль стремилась выйти за тесные пределы средневекового религиозного мировоззрения.

Этим объясняется возникновение тяги всех слоев населения к просвещению, образованию грамотности в широком смысле слова. Государство, пережившее стадию оформления абсолютизма, испытывало сильную нужду в грамотных людях для своего аппарата, и новых бюрократических учреждении. Обострение межклассовых обострений, вынудило дворянство задуматься об новых, адекватных формах своего господства. Для этого требовалось поднять уровень образования, общей культуры славянства.

Наиболее дальновидные церковные деятели, встревоженные падением авторитета церкви, добивались повышения грамотности и образованности духовенства. Причину падения авторитета они видели преимущественно в невежестве среднего и низшего класса духовенства.

В Уложенной комиссии разгорелся характерный спор для того времени по поводу образования крестьян. Депутат от пахотных солдат И.Жеребцов, граф Строгонов были уверенны, что крестьянам необходимо образование - “Я уверен,… что если бы просвещеннее сей род людей был, то, конечно бы, подобных свирепств мы свидетелями не были ”. Но большинство дворян не желало “вольности” для крестьян, ни в какое время, а в охране от зверств они полагались на военную силу.

В развитии школы и просвещения в первой половине XVIII можно выделить два этапа. Первый период охватывает примерно конец XVII в. И первую четверть XVIII в. Это время создания первых светских школ, дававших начальные практические знания, необходимых в обстановке реформ и напряженной внешнеполитической борьбы.

Второй период, 1730-е годы – 1755 г., характеризует возникновение закрытых сословных, дворянских учебных заведений, складывание системы дворянского образования и, одновременно, борьба М.И. Ломоносова и его учеников за общенародное образование, за создание московского университета.

Для поднятия духа людей, внушение русским и иностранным читателям уверенности в победоносном для России окончании не очень счастливо начавшейся войны, была издана первая печатная газета - “ведомость”, от 2 января 1703 г. В ней сообщается, что отлито 400 пушек медных, найдено много нефти и медной руды, разбито несколько шведских застав. Первый номер “ведомости” редактировал Петр I. Номер хорошо отредактирован, в нем нет случайного материала. Знаменателен он тем, что непосредственно за первыми строками, шло сообщение – “…московские школы умножаются, и уже 45 человек слушают философию, и диалектику окончили”. (Б.Краснобаев “Очерки истории Русской культуры XVIII в.” М.,1972 стр.43).

Нехватка образованных, необходимость идти за наукой к иноземцам вызывали чувство неуверенности в успехе начинаний Петра I и отягощали казну. Было ясно что “…без свободных наук и добрых рукоделий не может государство стежать себе умного имения”.(писатель того времени Ф.Салтыков).

Петр желал получить обученных работников, солдат, моряков, офицеров. Для этого не обходимо было добиться любыми путями цели – срочно подготовить людей, способных делать дело, прежде малоизвестное. С этой целью царь отправляется сам и отправляет десятки дворян за границу учиться морскому делу, ремеслу, наукам. Но это не удовлетворяло интересы царя, надо было создавать школы в своей стране.

Страницы: 1 2 3

Заключение.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 года в России совершился последний дворцовый переворот. Император Павел I был убит в результате заговора петербургской знати. На российский престол вступил его сын Александр, который правил почти четверть века (1801-1825). О самом императоре, его взглядах остались самые противоречивые свидетельства современн ...

Установление рабовладельческого строя в Афинах в VIII—VI веках до н.э.. Аттика к началу VIII века до н. э.
На юго-востоке Средней Греции далеко выдается в море большой полуостров. На нем расположена область Аттика. На западе аттики между горами и морем находится высокая равнина. Среди нее возвышается крутой холм со скалистыми обрывами. Еще во II тысячелетии до н. э. здесь возник город Афины. На вершине холма стоял акрополь. Вокруг него расп ...

Сущность, и особенности преобразований Петра1. гос- администр, военные, соц, эконом. Реформы. Преобразование в духовной сфере. Утверждение имперского абсолютизма
Развитие экономики при Петре 1 приходит по теории Меркантилизма: -народ, что бы не обеднеть должен производить все сам -гос-во должно вывозить товара больше, чем ввозить. Хозяйственная политика осуществлялась в рамках Протекционизма: -все мануфактуры строятся за счет государства. -помощь предприятиям за счет новой таможенной пол ...