История » Столыпинская программа государственно-правовой модернизации России

Столыпинская программа государственно-правовой модернизации России
Страница 1

П.А. Столыпин (1862–1911) – один из крупнейших политических деятелей и реформаторов Российской империи конца XIX – начала XX вв. Но что мы знаем о нём? Наверное, ни один государственный деятель дореволюционной России сегодня не вызывает таких кривотолков и столкновений точек зрения, как Столыпин. Палач против героя, ничтожный карьерист против великого государственника, тщеславный интриган против высоконравственного патриота – таков разброс существующих ныне оценок. Я все же уверен в его неоценимой роли для государства российского, предложившего обществу программу модернизации страны, в условиях системного кризиса. Многие современные политики в нашей стране обращаются к идеям модернизации Столыпина. И в наше непростое время реформаторская программа П.А. Столыпина очень современна и актуальна.

В своём эссе я хотел бы проанализировать ход реализации реформ, предложенных Столыпиным, что ему удалось, а что так и осталось на бумаге, но надеюсь, будет учтено будущими политиками-реформаторами.

С его именем чаще всего связывают «столыпинские вагоны» и аграрное законодательство. Однако, будучи всегда верным своим либеральным идеям, Столыпин проходит трудный путь по карьерной лестнице от губернского предводителя дворянства до министра внутренних дел. Невообразимое трудолюбие и преданность делу, не раз отмечаемые самим императором, помогают ему занять пост председателя Совета министров. Занимаемая должность помогла Столыпину ввести многие правовые институты власти, содержание которых отвечало всем принципам демократического правления. Их значение неоценимо для развития юридической законодательной практики в России.

Его взгляды были невероятно «свежими» для правовой науки того времени. И как всякий реформатор, он хотел реализовать многие свои идеи в ходе своей политической деятельности. Столыпин был позитивистом и не отделял право от государственного аппарата и законодательной силы. Однако стоит заметить, что в своих речах, произнесенных перед Государственной Думой, он подчёркивает желание правительства видеть крестьянина по-настоящему свободным. Этот факт еще раз доказывает верность Столыпина либеральным идеям и принципам верховенства права и законности. Стоит отметить, что согласно его утверждениям законность – это общеобязательность государственных нормативных актов. Достаточно противоречивые суждения на фоне всеобщей коррумпированности и революционной политической ситуации в стране.

На рубеже ХIХ – ХХ вв. ситуация в России резко ухудшается. Терзаемая массовыми крестьянскими волнениями, голодом 1901–1902 г., началом революции 1905 г., страна находится на грани раскола. Огромная пропасть между властью и обществом. Правящий класс находится в состоянии растерянности и нерешительности. В этот тяжелый для страны момент всю полноту ответственности на себя берет П.А. Столыпин, назначенный председателем Совета министров, 8 июля 1906 г. В этот же день происходит роспуск Государственной Думы I-го созыва. Госдума в те годы не могла являться подлинным парламентом, так как Россия оставалась абсолютной монархией. Старая политическая система была не готова расстаться со всей полнотой власти, а Дума, не имея политического опыта, будучи несовершенной и противоречивой, не могла быть опорой для проведения в жизнь необходимых реформистских идей Столыпина. Не дожидаясь созыва новой Думы, Столыпин предлагает оперативно подготовленную программу действий правительства. И, несмотря на существенные проблемы, «не могу найти 50 дельных губернаторов», ему все-таки удается собрать правительство единомышленников.

Разрабатывая программу реформирования России, Столыпин писал: «Реформы во время революции необходимы, так как революцию породили в большей мере недостатки внутреннего уклада. Если заняться исключительно борьбой с революцией, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину.…Обращать все творчество правительства на полицейские мероприятия – признак бессилия власти». Однако избежать полицейских мероприятий не удалось. Разгул террора, непрекращающиеся покушения и убийства должностных лиц, грабежи и разбой, вели страну в состояние полной анархии.

Страницы: 1 2 3

Период изучения истории революционного терроризма в России во второй половине 1980-х годов
Во второй половине 1980-х годов образовался разрыв между стремительно меняющимися тенденциями общественной жизни и консервативным подходом в изучении истории революционного терроризма. Определение Т.Н. Маслиниковой социалистов-революционеров как «кадетов с бомбой», обвинение их в «холопстве, раболепстве и трусости» по отношению к либера ...

Осн. направления внутр. политики Николая 1. Крестьянский вопрос. Система государственного управления России. Расширение геополитического пространства России на Кавказе. Вост (крымская) война, основн
Николай I вступил на престол 14 декабря 1825 г. личность императора неоднозначно оценивалась современниками. Одни восхищались его работоспособностью, др. считали его деспотом. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции. При Ник. I роль гос. совета уменьшилась, система Министров была з ...

Удостоверение документа
Правила подписания документа по-прежнему определялись для каждого вида документа. Манифесты, именные указы Сенату имели собственноручные подписи царя. На копиях этих документов делалась запись: "На подлинном собственною е. и. в. рукою подписано: "Николай"[47]. Законы повторяли установленные в XVIII в. правила подписания ...