История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Волны политико-религиозного развития Турции во второй половине XX в. (1950-2001 гг.)

Волны политико-религиозного развития Турции во второй половине XX в. (1950-2001 гг.)
Страница 1

На рубеже 40-50-х гг. по мере постепенного спада культа личности Ататюрка началась умеренная "декемализация" страны. Это отразилось прежде всего в разрушении однопартийной системы, а также в ряде послаблений лаицистского курса. Открывается богословский факультет в университете Анкары, "разрешают носить тюрбан, совершать хадж, в школах введены курсы религии [сначала посещение было с разрешения родителей]".

С победой на выборах 1950 г. Демократической партии [далее – ДП] значение религиозного фактора неумолимо растёт. При этом стоит отметить, что политика лаицизма не была прекращена в абсолютном смысле, но всё же это было время относительной свободы ислама и зарождающегося исламизма. Премьер-министр Аднан Мендерес, по свидетельству Б.М. Поцхверии, делил реформы на воспринимаемые и невоспринимаемые народом, следовательно, задачей ДП становилось сохранение воспринимаемого и устранение невоспринимаемого.

В течение 50-х гг. ДП провела ряд мер, по "устранению невоспринимаемого". Б.М. Поцхверия приводит в пример следующие мероприятия: отмена запрета чтения азана [призыва к молитве] на арабском, разрешение чтения Корана на государственном радио, введение обязательных [!] уроков религии в школах, увеличение числа школ имамов и хатибов. Постоянно растёт активность сект [бекташи, мевлеви, нурджи, накшбенди, кадири, алеви, бехаи - всего около пятидесяти]. Естественно, что для большинства из них были характерны антикемалистские лозунги, а ислам в целом использовался в политической риторике против НРП.

За указанное десятилетие открылось 15 тысяч мечетей [по Б.М. Поцхверии, Б.М. Ягудин говорит о 25 тысячах]. Статистика увеличения количества религиозных организаций дана в Приложении 2. Происходит увеличение ассигнования управления по делам религии при совете министров. [Статистика – в Приложении 3.]

Более того, в это время появилась и активно распространялась теория о том, что Ататюрк не выступал против ислама "как такового, а лишь подчёркивал необходимость его приспособления к современным условиям". В первые пятнадцать лет после Второй мировой войны исследователи неоднократно подчёркивали, что, по мнению Кемаля, в новой [республиканской] Турции ислам продолжит играть важную роль, но, сосуществуя со свободой совести.

Рост активности исламизма явился нарушением конституции, и 27 мая 1960 г. состоялся военный переворот под руководством генерала Джемаля Гюрселя. Пришедшие к власти военные создали Комитет Национального единства [далее – КНЕ]. ВНСТ было распущено, а партии запрещены. Началось судебное преследование лидеров партий, также были проведены меры против исламизма.

В 1962 г. была принята третья Конституция Турции. Статья 19 оговаривала запрет "на использование религии личностям или партиям в политических целях". Отныне религиозное обучение стало предметом выбора индивидуума.

При этом стоит особо отметить, что несмотря на эти мероприятия, военные, пришедшие к власти в результате майского переворота, заявили о том, что они "являются противниками безбожия". Был учреждён новый орган контроля над религией – Высший религиозный совет при управлении по делам религии, войти в который могли даже шииты. Следовательно, рост ассигнований на религиозные цели продолжился. Росла и численность духовенства.

Одной из главных причин столь быстрого перехода к более умеренной политике стала экономическая необходимость властей в членстве в Европейском Экономическом Сообществе [далее – ЕЭС] – прообразе ЕС, для чего стремление к принятию традиционных западных ценностей было жизненно необходимо.

Продолжилась деятельность исламистских партий, к примеру, Республиканско-крестьянской националистической, которая заложила основу всем последующим исламистским партиям и движениям. С 1969 г. она стала называться Партией Националистического Движения [далее – ПНДв-I]. В 1970 г. появилась Партия Национального Порядка [далее – ПНП], лидером которой был Неджметтин Эрбакан. Их основной целью было "увеличение морального уровня общества в противовес влиянию западной культуры".

12 марта 1971 состоялся новый военный переворот, который в историографии обычно именуют "мягким". Правительство Сулеймана Демиреля насильно отправлено в отставку, в армии проведена чистка офицеров, которые считались опасными. Был создан "надпартийный" кабинет, который и принял поправки к конституции 1961 г., по которым были "ограничены права и свободы, расширялись полномочия исполнительной власти, сохранялся контроль судебной власти над исполнительной, ограничивалось самоуправление университетов; [вводился] контроль над СМИ, учреждены суды национальной безопасности… [для рассмотрения дел], связанных с безопасностью государства и направленных против республики". Был закрыт ряд партий по обвинению в нарушении принципа лаицизма [ПНДв-I, ПНП et cetera].

Страницы: 1 2 3 4

Екатерина Великая
Екатерина родилась 21 апреля 1729 года. Отец её, принц Христиан-Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного князя. Принц Христиан-Август был очень беден, и ему пришлось служить. Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елисавета Гольштей ...

Возникновение и расцвет Ганзейского союза
Образование Ганзы, которое относится к 1267 г. стало ответом европейских купцов на вызовы Средневековья. Раздробленная Европа представляла собой весьма рискованное поле для бизнеса. На торговых путях хозяйничали пираты и разбойники, а то, что удавалось уберечь от них и довезти до прилавков, облагалось налогом князей церкви и удельных пр ...

Западники и славянофилы о путях развития России в первой половине 19 века.
На рубеже 30-40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два течения общественной и политической мысли под условными названиями славянофилов и западников, которые в лучших традициях русских просветителей и реформаторов обсуждали вопросы исторических судеб России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического ...