История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Волны политико-религиозного развития Турции во второй половине XX в. (1950-2001 гг.)

Волны политико-религиозного развития Турции во второй половине XX в. (1950-2001 гг.)
Страница 2

Но уже спустя год после мартовского переворота на политическую авансцену вышла новая исламистская организация – Партия Национального Спасения [далее – ПНС]. Одной из основных её идей было так называемое "националистическое видение истории и исламской цивилизации". Они считали, что главной причиной упадка Высокого государства стали отношения со странами Запада [читай: европейское влияние]. Это была абсолютно иная, нежели у светской идеологии, "винившей" в упадке ислам, точка зрения. В качестве модели развития идеологи ПНС предлагали "животворный, созидательный союз между государственной властью и исламом".

ПНС требовала принять Коран как основу Конституции, шариат – как основу права. Именно в этом они видели решение экономических и социальных проблем. Кроме того, они стремились к запрету культурно-зрелищных учреждений светского [читай: западного] типа, а также к выходу Турции из всех западных объединений

В конце 70-х гг. турецкая экономика переживала очередной системный кризис, который естественно наиболее сильным образом повлиял на жизнь тех слоёв населения, которые являются социальной базой исламистов [Б.М. Ягудин зачисляет в неё безработных, маргиналов, сельских мигрантов; В.И. Данилов – студенчество и рабочую молодёжь, часть среднего класса и люмпенов, "разуверившихся в демократии и надеявшихся решить свои проблемы силовыми методами; И.Л. Фадеева – люмпенов, средний городской слой, часть интеллигенции и политиков, для которых ислам стал средством социального возвышения; И.В. Кудряшова – сельскую периферию и маргиналов города, а также молодую турецкую технократию, которая воспринимает исламизм не вопреки, а вследствие своей вестернизованности].

При этом не стоит упускать из виду и роль внешнего фактора. К 70-80-м гг. XX в. принято относить начало эпохи исламского ренессанса. Общий рост исламизма в мире был вызван полномасштабной реакцией стран так называемого [в западной, советской и современно-российской историографии] третьего мира на колониальную политику Запада, в связи с чем происходило формирование национального [скорее даже националистического] самосознания в бывших колониях, прежде всего в странах мусульманского мира.

В этот период появляются такие организации как "Революционный путь" и "Союз марксистско-ленинской вооружённой пропаганды", которые в своих воззрениях "смешивали идеи марксизма, маоизма, установки албанских и вьетнамских коммунистов, латиноамериканских революционеров". Активизируется движение сепаратистов, а также националистов, представленное прежде всего ПНС и "Обществом Националистической Молодёжи" [далее – ОНМ].

Продолжается активное развитие религиозного образования, которое постепенно выходило на лидирующие позиции во всей образовательной системе Турции. Религиозное образование привлекало прежде всего молодёжь из бедных слоёв населения, ввиду существования большого количества стипендий. [Данные по динамике увеличения количества религиозных школ и численности студентов и преподавательского состава в Приложении 4.]

Рост уровня исламизма был характерен для городов, так как секуляризм на селе потерпел полное поражение фактически ещё при жизни Ататюрка. По мнению чехословацкого исследователя Зденки Веселы, "по причине низкого уровня социального развития оно [турецкое общество] даже более религиозно, нежели в прежние времена".

Премьер-министр Турции С.Демирель стремясь заручиться поддержкой избирателей в ходе избирательной кампании конца 70-х гг. "демонстративно целовал Коран перед каждым выступлением". В ответ на финансовую помощь турецким вестернизаторам со стороны Запада, в середине 70-х традиционалисты стали получать финансовую помощь от стран Ближнего и Среднего Востока.

Третий системный кризис конца 70-х гг. также был преодолён благодаря "проверенному методу" - военному перевороту [уже пятому за 72 года] 12 сентября 1980 г. Военные запретили партии и политическую деятельность их лидерам на 10 лет, депутатам меджлиса – на 5 лет, власть была передана Совету Национальной Безопасности [далее - СНБ], а ВНСТ было распущено. В стране вводилось чрезвычайное военное положение, была установлена жёсткая цензура.

В своём первом заявлении [сразу после переворота] главнокомандующий сухопутными войсками генерал Ахмет Кенан Эврен [ставший в 1982 г. президентом Турции] критиковал "отход от политики лаицизма", "усиление религиозной реакции" и "злоупотребление влиянием…ислама…в политических целях": "Политические, экономические, социальные проблемы разрослись до размеров, угрожающих государству и нации, и привели к невиданному в истории республики кризису…находящиеся за эти годы у власти правительства, сменяя друг друга, исчезали, оказываясь во власти примитивных партийных расчетов, химер и капризов, вместо того, чтобы обеспечивать внутреннюю стабильность и решать назревшие вопросы". В середине января 1981 г. в г. Конья он "вновь указал на требование, чтобы духовенство не вмешивалось в государственные дела, а занималось только удовлетворением духовных потребностей верующих". В целом его курс по многим позициям совпадал с курсом Джемаля Гюрселя.

Страницы: 1 2 3 4

Концептуальные основы политики турецкого правительства в отношении курдского населения
Будучи типичным образцом т.н. "нации-государства", турецкое правительство целенаправленно проводила политику воплощения в жизнь национальной и при этом весьма специфической идеологии, где, собственно, "нация-государство" как общность является высшей ценностью, почти сакральным символом. При этом здесь речь не идет о ...

Древнейший общественный строй. Gentes, curiae. – патриции, клиенты, плебеи
Древнейший исторически известный общественный строй у всех арийцев покоится на родовом принципе. В своем теоретически чистом виде родовой принцип заключается в том, что род, то есть естественно разросшийся союз семейств, происшедший в более или менее отдаленном прошлом от одного общего родоначальника, является ни от какой власти не зави ...

Сравнительная характеристика соотношения жанров и тем публикаций в журналах 1951-1953 и 1956-1958 годов
Сравнивая содержание журналов периода 1951-1953 и 1956-1958 годов можно увидеть некоторые тенденции к большей демократизации и открытости более поздних номеров. В журналах "оттепели" многие рубрики сохранились, но некоторые всё-таки исчезли. Например, нет рубрики "Готов к труду и обороне". Вместо рубрики "Совет ...