История » Анализ эволюции политико-религиозных отношений в Турции » Заключение

Заключение
Страница 1

Таким образом можно сделать ряд выводов:

(1) Турция – особое государство, "оторванное" от своей цивилизации, что обусловлено комплексом причин, прежде всего геополитического характера.

(2) Попытки разорвать традиционное мусульманское понимание о государстве обречены на провал; тем не менее стремление к созданию умеренного типа исламизма свидетельствует [помимо тренда временных уступок] о реформистских тенденциях в нём.

(3) Попытки заменить ислам этатизмом обречены на провал, о чём свидетельствует то, что подъёмы исламизма характерны для экономических, политических и социальных кризисов.

(4) Противостояние двух "полюсов" - светско-военного и исламистского продолжится в дальнейшем, однако, теперь стоит говорить о том, что второй "полюс" постепенно начинает преобладать над первым.

(5) Между светским истеблишментом и исламистской оппозицией на данном этапе установлен компромисс; равновесие обусловлено особенностями цивилизационного развития Турции, а также демократической дилеммой, стоящей перед западниками.

(6) Разнородность, партийность и классовость, а как следствие и неоднородность и разрозненность турецкого общества, как и столетие назад не преодолены, а даже, пожалуй, больше усугублены.

(7) Несмотря на всё Турция является наиболее спокойным регионом мусульманской цивилизации в плане исламского фундаментализма.

Первый период, период традиционного исламского государства характеризуется следующим:

· Оттоманская империя – военно-теократическо-аристократическая деспотия

· Господствующее течение – суннизм ханифитского толка

· Ислам – господствующая идеология

· Верховный муфтий Порты – шейх-уль-ислам – занимает место наравне с великим везиром, а духовенство – наравне с военной аристократией

· Шариат – основа права

Системный кризис Османской империи, начавшийся, как считается, ещё после смерти Сулеймана Кануни [конец XVI в.], привёл к изменению роли религии в государстве. С одной стороны, она оставалась источником социальной и индивидуальной психологии населения, с другой стала фактором консервативным. В 70-х гг. реформаторский потенциал "сверху" был исчерпан, и ислам руками Абдул Хамида II стал одной из основ зулюма.

Второй период, период панисламизма, характеризуется следующим:

· Сохраняется идеологическое влияние ислама, его внутриполитическая роль

· Акцент с относительной веротерпимости прошлых веков смещается на религиозный фанатизм

· Панисламизм направлен прежде всего на стабилизацию внутриполитической ситуации, нежели на желание создать исламское государство с центром в Стамбуле

· Существование двух разновидностей панисламизма: абдулхамидовского и младотурецкого, на который повлиял один из основоположников панисламистского мировоззрения – Аль-Афгани

· Появление первых идей о секуляризации

При этом важно отметить, что среди младотурок и, тем более, их предшественников – новых османов, не было единства по вопросу об исламе. Намык Кемаль, Ахмед Риза и другие рассматривали ислам прежде всего как реформирующий фактор, постоянно утверждая, что европейцы ошибаются в вопросе о консерватизме ислама. Итогом этого периода стала жёсткая реакция духовенства руками младотурок, которые после переворота 1908 г. уже через год начали панисламистскую, а перед первой мировой войной ещё и пантюркистскую реакцию.

После поражения в первой мировой войне в Турции началась гражданская война, а империя распалась. К власти приходит военная верхушка во главе с Мустафой Кемалем.

В первой половине 20-х гг. XX в. происходит смена цивилизационной парадигмы Турецкого государства: из типично мусульманской цивилизации Турция превращается в цивилизацию евроазиатскую, или евромусульманскую. Кемаль упраздняет сначала султанат, а затем и халифат. Более того, религия конституционно отделяется от государства, а с 1928 г. ислам теряет и своё положение как государственной религии. Тем не менее, ислам не теряет своего общественного значения, особенно в небольших городах и в сельской местности.

Со смертью Ататюрка темпы вестернизации снижаются, а после второй мировой войны начинается постепенный отход от одного из 6 главных принципов [республиканизм, национализм, народность, этатизм, лаицизм и революционность] Ататюрка – лаицизма. С 1950 г. и вплоть до настоящего времени политико-религиозные отношения развиваются по волновому принципу:

1950 – 27 мая 1960 гг.:Появление первых происламских партий, рост количества духовных школ имамов-хатибов, период завершается майским военным переворотом под руководством Джемаля Гюрселя. Период реакции фактически завершается в 1962 г. с принятием третьей конституции Турции и возобновлением парламентаризма.

Страницы: 1 2

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Происхождение поэм
Особенно много сказаний было о походе на Трою. На основе этих сказаний были созданы две большие поэмы «Илиада» и «Одиссея». По преданию их сочинил великий поэт слепой Гомер. Предполагают, что поэмы были составлены в VIII веке, а записаны в VI веке до н. э. Они не только рассказывают о самом походе, но содержат яркие картины жизни, обыча ...

Последние годы
В последние годы жизни учёному становилось всё труднее работать в хранилищах рукописей. И он занялся описанием составленного им в послевоенные годы собирания рукописей, которое ещё при жизни его стали называть тихомиро. В его представлении археограф - это прежде всего знаток и самих памятников, и приёмов их выявления, описания и публика ...

Протопоп Аввакум
Протопоп Аввакум является одним из основателей старообрядчества, писатель, сын сельского священника. В 1646-47 года входил в «кружок ревнителей благочестия», и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 году был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. За резкое выступление против церковн ...