История » Возникновение антидемократических альтернатив развития и социально-экономическое развитие цивилизации в первой половине ХХ века » Социально-экономическое развитие индустриальной цивилизации в первой половине XX в

Социально-экономическое развитие индустриальной цивилизации в первой половине XX в
Страница 1

Экономика ведущих стран Запада, выдержав колоссальные нагрузки в ходе первой мировой войны, уже в 1920-е гг. стабилизировалась. В наиболее выгодном положении оказались США: они вступили в войну последними (в апреле 1917 г.), не пострадали от разрушений и без особого напряжения вынесли бремя военных расходов.

В эти годы США активно стремились подкрепить свое экономическое первенство лидерством в международных отношениях. После Версальской конференции по инициативе США была созвана международная конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 — февраль 1922 г.), на которой американцам удалось добиться выгодных для себя соглашений, в частности в области военного флота. Совокупность договоров и соглашений, заключенных в Версале и Вашингтоне, стали именовать Версальско-Вашингтонской системой. Она была призвана обеспечить мир и стабильность и некоторое время (до появления фашистской угрозы) действительно оправдывала себя.

В 1929—1933 гг. период экономической стабилизации сменился затяжным кризисом, принявшим всемирный характер. Кризисы перепроизводства бывали и раньше, многие ученые даже находили в их повторяемости некую закономерность. Но этот кризис, названный великой депрессией, не знал себе равных ни по продолжительности, ни по глубине. Его главные причины заключались в том, что в условиях бурного роста производства стремительно устаревала прежняя система рыночных отношений, регулирования потребления и спроса. В ряде отраслей производства возникало затоваривание, производителям приходилось уничтожать товары, сокращать объемы производства, что неизбежно вело к массовой безработице.

Становилось все яснее, что следует реорганизовать весь комплекс производства и создать механизм регулирования рыночных отношений, до этого отданных на волю стихии. В тех условиях функции регулирования могло взять на себя только государство, но оно не было готово к этой непривычной задаче. Требовались решительные шаги, и их предпринял новый президент США Ф. Рузвельт, весной 1933 г. начавший широкий комплекс антикризисных реформ, получивших название новый курс. Суть его заключалась в довольно жестком государственном регулировании экономики, контроле над банковской системой, введении «кодексов честной конкуренции», предполагавших разумное сотрудничество предпринимателей в целях приведения в соответствие спроса и предложения на потребительском рынке. Главным итогом этих и других мер «нового курса» стало укрепление роли государства во всех областях жизни США. Но оно привело не к подавлению прав личности (как в тоталитарных странах), а к расширению и большей гарантированности этих прав.

Американский опыт в той или иной мере использовали при выходе из кризиса и другие страны. Своеобразный характер приняли реформы в Швеции (это позволяет говорить о шведской модели). Шведские социал-демократы, с 1932 г. ставшие правящей партией, развернули широкие реформы в социальной сфере (в частности, расширение прав профсоюзов), что способствовало гармоничному взаимодействию рабочих и предпринимателей в условиях государственного регулирования экономики. «Шведская модель», главной чертой которой было комплексное проведение социальных реформ, оказалась весьма эффективной и стала примером для многих стран.

В 1920—1930-е гг. модернизация развернулась и в ряде стран Азии и Латинской Америки. Робкие попытки в этом направлении предпринимались в некоторых из этих стран и прежде, но теперь речь шла об обширном и последовательном процессе. Происходил своего рода бунт «периферии», не желавшей пребывать на задворках экономической и политической жизни планеты. Значительных успехов добилась Япония (правда, ее экономика в тот период все больше военизировалась), решительно шагнула вперед и Турция, которая после отделения мусульманской церкви от государства стала светской республикой. Встали на путь модернизации и такие страны Латиноамериканского региона, как Аргентина, Мексика, Уругвай, Бразилия, Чили. В Латинской Америке нередко возникали диктаторские режимы тоталитарного типа, но уже в те годы наметился любопытный феномен: эти режимы, подавляя демократические свободы, как правило, способствовали развитию модернизации в сфере экономики и проводили ее более успешно, чем либеральные правительства.

Лавина научных открытий и изобретений, начавшая набирать скорость еще в конце XIX в., продолжала нарастать. Научно-технические новшества быстро (порой — почти мгновенно) внедрялись в производство, на их основе постоянно создавались новые технологии. В первые десятилетия XX в. возникли новые отрасли промышленности, в частности электроэнергетика и машиностроение. Шагнули на качественно иной уровень и старые отрасли — транспорт, строительство, металлургия, химическая промышленность и др.

Страницы: 1 2

Западное, Южное восточное направл. Внешней политики Ивана Грозного и ее итоги
Внешняя политика . К середине XVI в. Россия превратилась в могучую державу. Реформы позволили приступить к решению внешнеполитических задач. Ведущими были два направления внешней политики: > восточное — борьба с Турцией и находившимися под влиянием Османской империи Крымским, Астраханским и Ногайским ханствами; царь хотел объединит ...

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.
В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий. Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану I ...

Многопартийность в дореволюционной России (90-е гг. ХIX вв. – 1917 гг.). Ее трансформация в однопартийную систему
Особенностью генезиса многопартийности в дореволюционной России было то, что ее становление происходило в условиях фактического запрета на деятельность любых независимых от власти политических организаций, а также полного отсутствия каких бы то ни было представительных органов. Так как любые политические организации могли быть только не ...