История » Возникновение антидемократических альтернатив развития и социально-экономическое развитие цивилизации в первой половине ХХ века » Социально-экономическое развитие индустриальной цивилизации в первой половине XX в

Социально-экономическое развитие индустриальной цивилизации в первой половине XX в
Страница 1

Экономика ведущих стран Запада, выдержав колоссальные нагрузки в ходе первой мировой войны, уже в 1920-е гг. стабилизировалась. В наиболее выгодном положении оказались США: они вступили в войну последними (в апреле 1917 г.), не пострадали от разрушений и без особого напряжения вынесли бремя военных расходов.

В эти годы США активно стремились подкрепить свое экономическое первенство лидерством в международных отношениях. После Версальской конференции по инициативе США была созвана международная конференция в Вашингтоне (ноябрь 1921 — февраль 1922 г.), на которой американцам удалось добиться выгодных для себя соглашений, в частности в области военного флота. Совокупность договоров и соглашений, заключенных в Версале и Вашингтоне, стали именовать Версальско-Вашингтонской системой. Она была призвана обеспечить мир и стабильность и некоторое время (до появления фашистской угрозы) действительно оправдывала себя.

В 1929—1933 гг. период экономической стабилизации сменился затяжным кризисом, принявшим всемирный характер. Кризисы перепроизводства бывали и раньше, многие ученые даже находили в их повторяемости некую закономерность. Но этот кризис, названный великой депрессией, не знал себе равных ни по продолжительности, ни по глубине. Его главные причины заключались в том, что в условиях бурного роста производства стремительно устаревала прежняя система рыночных отношений, регулирования потребления и спроса. В ряде отраслей производства возникало затоваривание, производителям приходилось уничтожать товары, сокращать объемы производства, что неизбежно вело к массовой безработице.

Становилось все яснее, что следует реорганизовать весь комплекс производства и создать механизм регулирования рыночных отношений, до этого отданных на волю стихии. В тех условиях функции регулирования могло взять на себя только государство, но оно не было готово к этой непривычной задаче. Требовались решительные шаги, и их предпринял новый президент США Ф. Рузвельт, весной 1933 г. начавший широкий комплекс антикризисных реформ, получивших название новый курс. Суть его заключалась в довольно жестком государственном регулировании экономики, контроле над банковской системой, введении «кодексов честной конкуренции», предполагавших разумное сотрудничество предпринимателей в целях приведения в соответствие спроса и предложения на потребительском рынке. Главным итогом этих и других мер «нового курса» стало укрепление роли государства во всех областях жизни США. Но оно привело не к подавлению прав личности (как в тоталитарных странах), а к расширению и большей гарантированности этих прав.

Американский опыт в той или иной мере использовали при выходе из кризиса и другие страны. Своеобразный характер приняли реформы в Швеции (это позволяет говорить о шведской модели). Шведские социал-демократы, с 1932 г. ставшие правящей партией, развернули широкие реформы в социальной сфере (в частности, расширение прав профсоюзов), что способствовало гармоничному взаимодействию рабочих и предпринимателей в условиях государственного регулирования экономики. «Шведская модель», главной чертой которой было комплексное проведение социальных реформ, оказалась весьма эффективной и стала примером для многих стран.

В 1920—1930-е гг. модернизация развернулась и в ряде стран Азии и Латинской Америки. Робкие попытки в этом направлении предпринимались в некоторых из этих стран и прежде, но теперь речь шла об обширном и последовательном процессе. Происходил своего рода бунт «периферии», не желавшей пребывать на задворках экономической и политической жизни планеты. Значительных успехов добилась Япония (правда, ее экономика в тот период все больше военизировалась), решительно шагнула вперед и Турция, которая после отделения мусульманской церкви от государства стала светской республикой. Встали на путь модернизации и такие страны Латиноамериканского региона, как Аргентина, Мексика, Уругвай, Бразилия, Чили. В Латинской Америке нередко возникали диктаторские режимы тоталитарного типа, но уже в те годы наметился любопытный феномен: эти режимы, подавляя демократические свободы, как правило, способствовали развитию модернизации в сфере экономики и проводили ее более успешно, чем либеральные правительства.

Лавина научных открытий и изобретений, начавшая набирать скорость еще в конце XIX в., продолжала нарастать. Научно-технические новшества быстро (порой — почти мгновенно) внедрялись в производство, на их основе постоянно создавались новые технологии. В первые десятилетия XX в. возникли новые отрасли промышленности, в частности электроэнергетика и машиностроение. Шагнули на качественно иной уровень и старые отрасли — транспорт, строительство, металлургия, химическая промышленность и др.

Страницы: 1 2

Древние греки
Культура Египта, распавшегося на сферы политического влияния жреческой власти в Фивах и фараонов XXI династии на севере — в Танисе, представляет собой весьма пеструю картину, не утратившую, однако, своей целостности. Пережив Саисское возрождение и несколько иноземных династий, страна вступила в принципиально новый этап с включением ее в ...

Турецкое законодательство
В Османской империи законодательство развивалось по двум самостоятельным линиям. Первая у них была связана с принципами общемусульманского права и соответствовала официально принятому в империи толкованию халифатской правовой школы, наиболее гибкой из всех мусульманских правовых школ. В соответствии с её предписаниями решения принималис ...

Дата документа
Дата составления документов обозначалась по-разному для каждого вида. Так, в высочайше утвержденных мнениях Государственного Совета она указывалась в заголовке, в манифестах и именных указах Сенату, кроме того, дата ставилась в конце текста: в манифестах перед подписью, в указах - после подписи. В письмах дата составления документа обо ...