История » Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям

Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциям
Страница 2

Таким образом, законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и СНК. СНК обладал помимо этого и исполнительной властью.

"Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие Советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории местным Советам предоставлялись широкие полномочия по реализации их компетенции. Этот принцип получил наименование демократического централизма"[6]

Новая структура власти практически исключила свободу выборов. Конституция предоставляла избирательное право только лицам, "добывающим средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом", а также солдатам и нетрудоспособным. Этого права лишались лица, прибегающие к наемному труду, живущие на проценты с капитала, частные торговцы и посредники, служители церкви. Даже для рабочих и крестьян устанавливалось неравное избирательное право: рабочие и другие жители городов избирали на съезд Советов от городских Советов одного представителя от 25 тысяч избирателей, а крестьяне от губернских - одного от 125 тысяч.

Постепенно политическая роль Советов падала. Их съезды проходили раз в несколько месяцев, а с 1919г. - один раз в год. ВЦИК собирался один раз в два месяца, постоянно действующим органом законодательной власти стал Президиум ВЦИК. Перевыборы в местные Советы постоянно откладывались. Выборы, на которых побеждали эсеры и меньшевики в ряде крупных городов в мае-июне 1918г., власть признавала недействительными. В середине июня специальным декретом эсеры и меньшевики были исключены из состава всех Советов и отстранены от выборов в них. Таким образом, происходило уничтожение политической оппозиции.

Реальная власть стала сосредотачиваться в партийных большевистских органах. Они издавали распоряжения, обязательные для Советов, влияли на состав исполкомов и самих Советов. Фактически на смену власти Советов пришла власть большевистской партии. На съездах партии обсуждались и решались конкретные вопросы жизни страны, затрагивающие права и интересы всех граждан, независимо от их партийной принадлежности. Все назначения в советский (государственный) аппарат осуществлялись только через партийные решения, партийный аппарат становился главным механизмом выдвижения политического руководства страны на всех уровнях.

Свидетельством того, что партия фактически являлась главной политической силой в стране, является создание СССР.

В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП (б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов. В ноябре Политбюро ЦК РКП (б) одобрило "Основные пункты Конституции СССР", на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР.6 июля 1923г. ВЦИК принял, а 31 января 1924г. II съезд Советов СССР утвердил Конституцию СССР, ставшей преемницей Конституции РСФСР 1918г. Характерно, что в Конституции СССР 1924г. нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления.

В соответствии с основными положениями конституции, Съезд Советов СССР был объявлен верховным органом государственной власти, в период между съездов - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоящий из Союзного Совета и Совета национальностей. В период между сессий ЦИК СССР высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом был Президиум ЦИК СССР.

Президиум ЦИК СССР мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Тем не менее, акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог только приостановить, отправив запрос об их отмене в ЦИК СССР.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров (СНК) СССР. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК СССР.

"Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразились в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, "пролетарской по содержанию и национальной по форме" (Сталин), на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями". [7]

Страницы: 1 2 3 4