Место коммунистической партии в механизме власти по советским конституциямСтраница 1
Одной из целей любой политической партии является получение и удержание власти, и коммунистическая партия не являлась исключением.
В настоящее время многими российскими и зарубежными исследователями высказывается мысль, что "своеобразие исторического процесса в России состоит в особой социокультурной роли власти. Основным двигателем развития страны были не революции и реформы, как на Западе, которые подспудно вызревали в самом обществе, а действия власти, направленные на переделку общества. Все реформы в России начинались "сверху", по инициативе власти, она же их и свертывала, открывая тем самым эпоху контрреформ. В России не экономические процессы определяли политические, а наоборот, политика определяла развитие не только экономики, но и всей социальной жизни… Характерно, что вывод об особой роли власти в России принимался и советскими историками, которые проводили его в виде основополагающего тезиса о руководящей роли Коммунистической партии в развитии советского общества."[1].
Коммунистическая партия всегда занимала особое место в жизни всего советского общества.
История партии в России ведется с начала ХХ века с момента объединения нескольких социал-демократических, а также многочисленных марксистских кружков. Как отдельная партия РСДРП (б) выделилась формально в 1917г., а фактически в 1912г. из большевистской фракции РСДРП, возникшей на II съезде в 1903г. Несмотря на то, что она была не самой многочисленной, она была наиболее организованной, целеустремленной и быстро реагирующей на настроения масс. В ее программе были заложены принципы, близкие народу: фабрики - рабочим, землю - крестьянам, свобода - нерусским народам. Вождем партии и ее бесспорным лидером, имевшим огромное влияние на массы был В.И. Ленин. Благодаря этим факторам, а также сложившейся революционной ситуацией в октябре 1917г. в России, большевистской партии удалось легко и практически бескровно одержать победу в октябрьском вооруженном восстании.25 октября 1917г. открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти. На нем "факт свержения прежней власти был юридически закреплен принятием обращения "Рабочим, солдатам и крестьянам!", которое одновременно провозгласило установление Советской власти в стране, т.е. образование Советского государства. В нем содержались и первые нормы советского права". [2]
На втором заседании съезда было избрано первое Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (Совнарком), состоящее только из большевиков. Совнарком был подотчетен Съезду Советов и новому ЦИКу. Большинство в составе ЦИКа принадлежало большевикам (62 места из 100) и левым эсерам.
Конституция РСФСР 1918г. закрепила сложившуюся систему органов власти и управления. Высшими органами власти и общего управления являются Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. "Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Советов, а в период между Съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов"[3]. "Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Социалистической Федеративной Советской Республики и отделы (Народные Комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления"[4]. Следует отметить, что Конституция 1918г исключает возможность "эксплуататоров" занимать какое-либо место в органах власти, закрепляя тем самым принадлежность власти "исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Совету Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов"[5]
ВЦИК объявлялся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. Он давал "общее направление деятельности" правительства и всех органов власти, издавал собственные декреты и распоряжения и рассматривал законодательные предложения правительства. Все решения правительства докладывались ВЦИК, который мог отменить или приостановить любое из них.
Совнарком мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Также, народным комиссарам предоставлялось право "единолично принимать решения по всем вопросам" соответствующего народного комиссариата.
Введение.
Причины и последствия распада СССР в современной российской и зарубежной историографии рассматриваются, как правило, в контексте глобальных социально-экономических, политических, научных и технологических процессов ХХ века. В широких хронологических рамках исследуют эту проблему распада СССР авторы — сторонники системного подхода.
Они ...
Крестьянский вопрос и этапы закрепления крепостного права.
Вопрос о крепостном праве в исторической науке обсуждается уже несколькими поколениями историков. Существует две основные теории:
первая - указного закрепощения. Один из ее сторонников - Карамзин, считал, что крестьян закрепостил Годунов специальным указом 1592г., но текст этого указа был со временем утерян.
Вторая - безуказного закре ...
АлександР III как
государственный деятель
Великий князь Александр Александрович был вторым сыном императора Александра II и потому с детства готовился не к управлению страной, а к военной карьере. Наследником престола он стал в 1865 г. после неожиданной смерти старшего брата великого князя Николая Александровича. Только с этого времени он стал получать фундаментальное образован ...