История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Отмена крепостного права в России

Отмена крепостного права в России
Страница 1

Основные документы реформы были трех разновидностей: «Общее положение», оно провозглашало общие условия отмены крепостного права, «Местные положения» об устройстве крестьян в Великороссии, Белоруссии и других регионах, «Дополнительные правила» регулировали порядок отмены крепостного права у крестьян, работавших на помещичьих фабриках и заводах. Эти акты охватывали всю территорию России за исключением прибалтийских губерний, где реформа произошла в первые десятилетия XIX в.

Для проведения реформы была создана система органов, формально независимая от существовавших ранее различных ведомств, где преобладали помещики. Высшим органом стал Главный комитет об устройстве сельского состояния, заменивший Главный комитет по крестьянскому делу. Среднее звено — губернское присутствие по крестьянским делам. Но центр тяжести практического проведения реформы пал на низшее звено — мировых посредников.

Уже в июне 1861 г. на местах начали действовать 1714 мировых посредников. Они назначались губернатором из дворян, но не были подчинены их корпоративной организации — дворянскому собранию. Само название этих правительственных чиновников соответствовало намерению царизма представить их как независимых проводников реформы. Центральной задачей мировых посредников было документальное оформление новых отношений между помещиками и крестьянами, но они осуществляли и надзор над сельским самоуправлением, выполняли судебные функции по некоторым гражданским и уголовным делам. Буржуазно-прогрессивные черты этого института в научной литературе недостаточно оценены. В мировые посредники первого созыва пошли многие либерально настроенные дворяне, некоторые из них оставляли учебу в столичных университетах и воспринимали свою миссию как служение народу. Своей деятельностью они помогли сдержать помещичье своеволие в самый напряженный момент классового противостояния в деревне. Недаром масса помещиков видела в них узурпаторов своих прав, нередко ходатайствовала об отстранении наиболее ненавистных им, предпринимала попытки на уровне правительства ликвидировать этот институт.

Остановимся на законодательных актах реформы 19 февраля 1861 г. По Манифесту крестьяне сразу обретали личную свободу. В «Общем положении», в первом параграфе провозглашалось: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Бывшие крепостные получали статус свободных сельских обывателей, с этих пор на них распространялись общие положения гражданских законов. Имущественно бесправный крепостной получил право приобретать на свое имя собственность. Вводилось выборное крестьянское самоуправление: сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, давать разрешение на прием или увольнение из общины.

Если крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась на несколько десятилетий. По закону крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863) обязаны были отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве, лишь несколько уменьшилась барщина и отменялись мелкие натуральные поборы (яйцами, холстом и пр.). До перевода крестьян на выкуп они находились на временно обязанном положении, т. е. были обязаны за предоставленные им наделы выполнять по установленным законом нормам барщину и оброк. Закон не определял срок этого положения, и он растянулся на целых 20 лет. В 1881 г. временнообязанные крестьяне (их было еще 15%) были переведены на обязательный выкуп.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размер надела и повинностей) фиксировались в «уставных грамотах», которые имели силу юридического акта. Их составляли мировые посредники совместно с помещиками, а крестьяне подписями удостоверяли свое согласие на эти условия. Правительство поощряло добровольные соглашения между бывшими крепостными и помещиками. Если соглашения достигнуть не удавалось, то посредник вводил в действие установленные законом нормы без их согласия. Более половины грамот не были подписаны крестьянами.

Страницы: 1 2 3

Вопрос о секуляризации церковных землевладений. Состояние церковного землевладения к началу XVI века
Русское государство XVI века являлось государством агарным, сельское хозяйство было самой развитой и прибыльной отраслью экономики. Отсюда следует, что наибольшее влияние на политику оказывали крупные землевладельцы, причем их роль в управлении государством напрямую зависела от их земельной собственности. Одним из самых крупных землевла ...

Уничтожение права отъезда бояр и вольных слуг.
Здесь на первый план надо поставить уничтожение права отъезда бояр и вольных слуг. Право это в теории подтверждалось великими князьями московскими до самого конца XV века. Исследователи справедливо указывают, что московским князьям, к которым со всех сторон приезжали вольные слуги, выгодно было охранять это право в своих договорах с дру ...

Удостоверение документа
Особое значение имеет такой реквизит документа как его удостоверение. Многие ранние документы не имели подписей. Редким явлением была авторская подпись. Законы (судебники), указы царя, приговоры Боярской думы, великокняжеские и царские грамоты не подписывались автором. Лишь с развитием делопроизводственной службы эти и другие документы ...