История » Социально-экономическое положение в сельском хозяйстве России в первой половине XIX века » Отмена крепостного права в России

Отмена крепостного права в России
Страница 2

Важное место в реформе 1861 г. занимал земельный вопрос, а именно поземельное устройство помещичьих крестьян. Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали надел не в собственность, а в пользование за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. Чтобы стать собственником своей надельной земли, крестьянин должен был выкупить ее у помещика.

Право на надел получали все крестьяне, пользовавшиеся землей и приписанные по ревизии к данному селению, а также дворовые. «Положение» указывало, что размер надела устанавливается по добровольному соглашению между помещиками и крестьянами. Если такое соглашение не могло состояться, размер надела определялся законодательно. В этих целях устанавливался особый нормативный душевой надел для ревизской души (норма надела), который учитывал местные природные и экономические условия. Вся территория европейской России была разделена на три полосы — нечерноземную, черноземную и степную. В первых двух устанавливались высшая и низшая (составлявшая треть высшей) нормы, а в степной — одна. Закон предусматривал отрезку от надела, если он превысил высшую норму и прирезку, если не достигал низшей. В результате этих отрезков крестьяне потеряли 1/5 часть своих земель, а в черноземных губерниях до 30 — 40%. Добавим, что обычно отрезались наиболее ценные для крестьян угодья.

Будучи временно обязанными крестьяне должны были исполнять оброчную или барщинную повинность. Изменения в размере повинностей до и после реформы удобнее всего рассматривать раздельно у крестьян оброчных и барщинных. В большинстве случаев душевой размер оброка уменьшился. Уменьшился объем барщинной повинности. Если даже считать, что всегда и везде выполнялся указ о трехдневной барщине до реформы, а после нее барщинные крестьяне выполняли барщину по высшей норме, установленной «Положением», то и тогда размер барщинной повинности на душу уменьшился.

Выкуп — заключительный акт процесса освобождения помещичьих крестьян. Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне. Из категории временно обязанных они переходили в разряд крестьян-собственников. Однако фактическими собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали всю выкупную сумму. В основу исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что крестьяне фактически выкупали повинности под видом выкупа земли. Выкупная сумма должна была быть такого размера, чтобы помещик, положив ее в банк, получал в виде процента доход, равный сумме ежегодного оброка, выплачиваемого крестьянами.

Разумеется, крестьяне были не в состоянии сразу выплатить выкупную сумму. Дело выкупа взяло на себя государство. Казна сразу выплатила помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы (другую часть удержала с помещиков в счет погашения их долгов казне), а затем уже взыскивала ее в виде выкупных платежей с крестьян. Крестьяне должны были платить казне ежегодно по 6% от всей суммы выкупа, причитающейся их бывшему владельцу. Срок окончания таких платежей был установлен в 49 лет. Погашение крестьянами выкупных платежей производилось сельскими обществами (общинами) на основе принципа круговой поруки. До 1907 г., когда выкупные платежи с крестьян были отменены, крестьяне уплатили свыше 1540 млн. руб., т. е. в полтора раза больше первоначально установленной с них выкупной суммы и все еще оставались должны казне. Таким образом, казна не субсидировала выкупную операцию, правительство получало больше того, что требовалось для покрытия процентов и основного капитала. Однако при всей тяжести и разорительности выкупа платежи по нему были ниже оброчных. Из двух хищников (помещики и государство), обиравших крестьян, предпочтительнее в данном случае была казна (государство), так как в год крестьяне должны были платить выкупных платежей на 20% меньше, чем оброка.

Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной — летом 1861 г. Сточки зрения крестьян требование выкупных платежей за надельную землю было более вопиющей несправедливостью, чем само крепостное право. Русские крестьяне, как известно, полностью отвергали правительственную трактовку земельной собственности. По их понятиям, предъявлять претензии на владение пахотной землей в том смысле, как кто-то владеет топором или шапкой, столь же абсурдно, как претендовать на владение солнечным светом или Волгой. Земля принадлежит тому, кто ее обрабатывает, но является собственностью Бога, царя или (что в сущность одно и то же) ничьей. Исходя из этого, пахотная земля принадлежала крепостным крестьянам, которые ее обрабатывали, даже несмотря на то, что сами они принадлежали помещику. Они говорили помещикам: «Мы ваши, а земля наша».

Страницы: 1 2 3

Создание Самарской губернии. Причины создания Самарской губернии
Губернии, как основные административно-территориальные единицы, были созданы по указанию императрицы Екатерины II согласно изданному в 1775 г. законодательному акту "Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи". Создание губернии определялось конкретными географическими и социально-экономическими условиями выбра ...

Гражданская война 1918-1920 гг., ее итоги и последствия
Гражданская война как открытая форма борьбы за власть продолжалась в России три года, при этом до лета 1918 г. она носила характер отдельных локальных столкновений между сторонниками Советской власти и ее внутренними и внешними противниками, а с лета приобрела вид масштабных военных действий, охвативших всю страну, стала войной фронтов. ...

Возникновение и особенности образования политических партий в России. Исторические предпосылки возникновения современной российской многопартийности
Партией называется такая организация, которая: 1) борется за власть политическими средствами; 2) выражает или претендует на выражение политических интересов определенных социальных групп; 3) имеет четко сформулированную программную цель (проект развития общества); 4) обладает развернутой организационной структурой, в том числе и на ...