Рыцарство
РЫЦАРСТВО, привилегированный социальный слой в странах Зап. и Центр. Европы в средние века: в широком смысле — все светские феодалы, в узком — только мелкие светские феодалы. Взаимоотношения внутри рыцарства строились на основе вассалитета. Главной обязанностью вассала-рыцаря было несение за свой счет военной службы в войске своего сеньора. Рыцарь должен был приобрести боевого коня, дорогое тяжелое вооружение (меч, щит, латы), он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.
Средневековое рыцарство сформировалось в Европе в 9-10 вв. на основе военных отрядов раннефеодальной эпохи. К кон. 11 в. сложился рыцарский этический кодекс, основывавшийся на обязательном служении Церкви, защите сирот и неимущих, воинской доблести. Покровителем рыцарства считался св. архангел Михаил — предводитель ангельского воинства, окружающего Престол Господа.
Первоначально рыцарство, будучи военной повинностью вассалов, не давало никаких прав на сословное преимущество, но уже в 13 в. превратилось в замкнутую наследственную группу, а с 14 в. принадлежность к рыцарству означала принадлежность к знати. В 13 в. выделился особый род рыцарства, основанный на добровольном поступлении на службу к феодалу за материальное вознаграждение, а иногда и с бескорыстным стремлением приобрести славу и почести. В эпоху Крестовых походов слой рыцарей, служивших за жалование, но на самых почетных условиях, стал в Европе довольно многочисленным.
Каждый рыцарь имел право посвятить любого человека в рыцарство ударом меча плашмя по плечу, но обряд посвящения — аколаду — старались проводить с большой торжественностью и по установленному ритуалу. Накануне готовящийся к посвящению должен был выкупаться, надеть белую рубашку, алое сюрко, коричневый шосс, золотые шпоры, один из старейших рыцарей опоясывал его мечом, что и составляло главную часть церемонии. После этого посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку, или шее, щеке с наставлением: «Будь храбр» — единственный удар в жизни, который рыцарь мог не возвращать. Затем следовала демонстрация силы и ловкости рыцаря.
Впоследствии обряд происходил в праздничные дни — на Пасху, Рождество, Троицын день — и ему предшествовали строгий пост, всенародная исповедь и ночное бдение в церкви при полном вооружении. На следующее утро происходило омовение и облачение в новые одежды, поверх которых надевалась епанча с гербом. В церкви у алтаря посвящаемый произносил молитвы и давал обет, а священник благословлял меч будущего рыцаря. После ответов на установленные вопросы о целях вступления в рыцарство, посвященный получал из рук дам или старших рыцарей свое вооружение.
Возвышению рыцарского звания способствовало образование духовных рыцарских орденов в эпоху Крестовых походов. Первые ордена были основаны в Палестине и в Испании в 11-12 вв. В число наиболее известных и влиятельных орденов входили иоанниты, тамплиеры, Тевтонский орден и орден Алькантары в Испании. Кроме религиозных орденов в 14-15 вв. возникло немало других, имевших светский характер. Среди наиболее известных — орден Подвязки, орден Золотого Руна, Ависский орден, орден св. Стефана (1561 г., Тоскана).
Вступление в орден предусматривало принятие четырех обетов: бедности, послушания, безбрачия, личного совершенства. Рыцарь не мог сражаться с более слабым противником, немощным или стариком, а убийство безоружного покрывало рыцаря несмываемым позором. В эпоху позднего Средневековья обеты утратили прежний серьезный характер, превратившись в красивую форму игры и даже насмешки: например, обеты принимать пищу стоя или не давать корм коню по субботам. В 14-15 вв. начался закат рыцарской идеологии и самого рыцарства, связанный с изменениями в методах ведения войны, снижением роли конницы и изобретением пороха. Однако в течение многих столетий рыцарство оставалось высоким жизненным идеалом средневекового общества и служило моральным эталоном средневековой аристократии.
Изменение политики властей в период президента Т. Озала (1989 – 1993).
Признание "курдской реальности" в Турции и создание первой легальной
курдской партии
Вначале 90-ых гг. взгляды правящей элиты в Турции на национальный вопрос претерпели значительную трансформацию. Связано это в первую очередь с актуализацией курдского фактора. Во-первых, изменение ситуации в Северном Ираке вдохновило на борьбу повстанцев в самой Турции. Стимулом к действиям, направленным на приобретение политического ст ...
Автор документа
В самом тексте документа обозначался и автор. Основной закон XVI в., Судебник 1550 г., начинался с даты и обозначения автора: "Царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси с своею братьею и с бояри сесь Судебник уложил"[11]. В указах царя и приговорах Боярской думы, в жалованных и указных грамотах автор указывался в начале т ...
Таблица Менделеева
В 1869 году независимо от Мейера в «Журнале Русского химического общества» появилась таблица периодической системы более полная, чем какая-либо из опубликованных до тех пор. Автор, Менделеев, был крупным химиком и профессором в Петербурге. Он не только констатировал периодичность физических и химических свойств элементов как функцию ато ...
