История » Российская эмиграция в Югославию в первой половине ХХ века » Введение

Введение
Страница 2

Результатом гражданской войны стал уход из России по экономическим, политическим и другим причинам, по различным источникам, от 1 млн.116 тыс. до 2 млн. 500 тыс. чел. Динамика расселения эмигрантов первой «волны» приведена в таблице № 1[3].

Наиболее гостеприимно эмиграция была принята на постоянное жительство в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (с 1929 г. – Королевство Югославия). Эта славянская страна, сама пережившая серьезные экономические трудности, дала приют и оказала посильную помощь более чем пятидесяти тысячам наших соотечественников. Благожелательная политика Югославии, ставшей для многих эмигрантов из России второй Родиной, позволила им здесь найти возможность трудиться, получить образование, способствовала созданию условий для сохранения русской культуры и национальных традиций. Именно в Югославии обосновалась самая многочисленная белоармейская диаспора.

В разные годы количество русских в Югославии было разным, так как через ее земли пролегал постоянный транзитный путь из Турции и Болгарии в остальную Европу. Большинство исследователей называют цифру 50 тыс. чел. применительно к периоду 1922–1923 гг

., когда русская колония в Югославии была наиболее многочисленной. В последующие годы она несколько сократилась, в период с конца 1920–30-х гг.

русских эмигрантов в Югославии насчитывалось около 30 тыс. чел. К 1940

г. их численность упала до 18–19 тыс. чел., и существенно сократилась в годы Второй мировой войны и сразу после ее окончания. К 1950 г. в результате изменения политического строя Югославии и прихода к власти Иосипа Броз Тито русских в Югославии было до 8-9 тыс. чел.

Среди основных центров российского зарубежья (Франция, Германия, Турция) русская эмиграция в Королевство сербов, хорватов, словенцев (КСХС) является менее изученной. Отчасти это объясняется тем, что многие документальные свидетельства о пребывании эмигрантов из России в пределах Королевства стали доступны лишь в 1980-х гг. Однако без изучения и осмысления опыта русской диаспоры в Югославии невозможно создание целостной картины русского зарубежья.

Степень научной разработанности темы.

В изучении российской эмиграции пер. пол. XX в. отечественными исследователями можно выделить два этапа, различающихся по методологии и содержанию: советский период (20-80-е гг. XX в.) и постсоветский (с 90-х гг. XX в. по настоящее время).

Что касается первого этапа, то в эти годы в условиях жесткой цензуры в советской литературе имелась лишь краткая, идеологически выдержанная информация о жизни выходцев из России за рубежом. Определение русского зарубежья как составной части враждебного капиталистического окружения было господствующим в советской историографии. В рамках этой концепции были выдержаны первые немногочисленные работы советских авторов, появившиеся уже в первой половине 1920-х гг.[4]. Ту же цель – разоблачение антисоветских планов белой эмиграции ставили работы В. Белова, Н. Кичкасова[5]. Их отличительной особенностью был обличительно пропагандистский характер, они были призваны показать негативную роль эмигрантов в годы гражданской войны и их антисоветскую деятельность после ее окончания.

Страницы: 1 2 3 4 5

О газете “Олонецкая неделя”
“Олонецкая неделя” - это еженедельная газета по вопросам политической, церковно-общественной и народной жизни. Ее стало издавать с апреля 1909 г. Карельское православное братство, а редактором стал священник Н.К. Чуков. Одной из целей этой газеты было содействовать оживлению и подъему среди населения губернии идей православия. На протяж ...

Адресат документа
Определенное место, обычно в начале текста, занимает в документе адресат. В судебниках, актах местного управления (губных и земских грамотах) давалось подробное адресование - указание "всех служилых чинов и сословий или лиц"[14]. Конкретный адресат обозначался в царских, жалованных и указных грамотах ("Боярину нашему княз ...

Союз благоденствия
Союз благоденствия также был конспиративной организацией и имел те же основные цели борьбы, что и Союз спасения, - ликвидацию крепостного права и самодержавия. Но новая организация попыталась яснее«средства» борьбы и овладеть той основной силой, которая, по мнению декабристов, двигала историей. Этой силой, по мнению декабристов, было об ...