История » Российская эмиграция в Югославию в первой половине ХХ века » Введение

Введение
Страница 1

В процессе формирования послеоктябрьского российского зарубежья принято выделять три этапа – три «волны». Первая «волна» - эмиграция времен революции, гражданской войны и первых послереволюционных лет. Вторая «волна» - эмиграция, возникшая в годы Второй мировой войны. Третья «волна» эмиграции из России приходится на 1970-80-е гг. В настоящее время Россия переживает новый этап эмиграции.

Эмиграционные процессы, как правило, порождаются значительными социальными переворотами. Третья российская революция и гражданская война не составили исключения, породив соответственно три основные объективные причины послеоктябрьской эмиграции: 1) смена власти в государстве и коренное изменение в России всей системы общественных отношений; 2) развернувшаяся в стране вооруженная борьба и связанное с ней резкое и существенное ухудшение условий жизни всех членов общества; 3) насильственное выдворение за границу граждан России в результате большевистского террора.

В соответствии с причинами, послужившими решающим мотивом для выезда за рубеж, часть отечественных историков выделяет две основные категории русских эмигрантов послереволюционной волны. По мнению Н.Е. Соничевой[1], к первой категории относятся те, кого принято называть политическими эмигрантами, т. е. это люди, которых не устраивала, прежде всего, сама победа Октябрьской революции, лишавшая их прежнего общественного положения и собственности. Политическую часть русской эмиграции составили представители высших слоев старого общества, чьи социальные ниши либо были заняты новой правящей элитой (политики, руководители центральной и местной администрации), либо вовсе ликвидировались революцией (придворные, помещики крупная буржуазия). К ним же относятся чиновники, военные и интеллигенты, которые не пожелали перейти на службу к Советской власти, рассчитывая на контрреволюцию или не видя для себя достойного места в новой России.

Вторая категория представляет собой неполитическую часть эмиграции, и ее представителей допустимо именовать просто беженцами. Их отъезд за границу был попыткой спасения от опасностей военного времени, разрухи и голода. Кроме того, многие из этих людей, насильственно мобилизованные в белую армию, приняли участие в борьбе против большевиков и справедливо опасались репрессий со стороны победителей. В эту категорию можно включить мелких сельских собственников (казаков, крестьян), основную массу средних городских слоев (служащих, торговцев, ремесленников), рабочих и неполитизированную часть интеллигенции (в том числе многих видных деятелей науки и искусства, искавших за рубежом более подходящие условия для своего творчества). О представителях этой категории можно с уверенностью сказать, что если бы революция развивалась мирно и не сопровождалась бы разрухой и голодом, то они остались бы на Родине.

Но большинство отечественных историков (В.И Косик, Е.В Алексеева, В.Д Козлитин, В.А. Тесемников[2] и др.) не разделяют понятия «беженец» и «политический эмигрант». Эта точка зрения кажется более убедительной, поскольку в архивных документах эти термины трактуются однозначно. Далее в ходе работы автор будет употреблять понятия «беженец» и «политический эмигрант» как синонимы или равнозначные по смыслу и по содержанию.

Страницы: 1 2 3 4 5

Каким был П.А. Столыпин
Пётр Аркадьевич Столыпин был человеком странной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех вдруг оказался у её вершин. Современники, удивлённые этим взлётом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он «приказчик», исполняющий чужие приказани ...

Клермонский собор. Призыв к крестовому походу.
В ноябре 1095 г. Римский папа Урбан II перешел через Альпы, чтобы созвать церковный собор во французском городе Клермоне. Однако самому собору предшествовало несколько важных событий. Папа посетил многие клюнийские аббатства на юге Франции. Клюнийцы, обладающие опытом проповеди священных войн и паломничеств, могли предоставить Урбану I ...

Общественно-политические условия развития образования в еврейских общинах Гомеля, Бреста, Слуцка, Витебска, Вильно, Новогрудка в XI–XX веках
В XIX в. еврейская община России была самой большой в мире. На 1897 г. в городах и городках проживало: – в Гродненской губернии в 25 городах с общим количеством населения 254 591 человек - 148 470 евреев (58,5 процента); – в 66 городках с населением 156 033 человек - 91 253 евреев (58,5 процента). – в Минской губернии в 11 городах ...