История » Развитие идеологии немецкой социал-демократии в ЧСР в 1930-е гг.

Развитие идеологии немецкой социал-демократии в ЧСР в 1930-е гг.
Страница 6

Немецкий народ Францель называл главным инициатором, вдохновителем и реализатором этой консервативной социалистической революции. Проповедуя своеобразный западноевропейский изоляционизм, Францель исходил из необходимости консолидации всех основных наций в борьбе за сохранение Западной Европы, Он весьма нелестно характеризовал политику англичан и французов, возлагая на них вину за европейскую дезинтеграцию, за Версальскую систему, расколовшую немецкий народ на несколько частей. Именно немцы, которые "уже водительствовали однажды Европой" должны были, по мнению Францеля, вновь возглавить объединительный процесс, но не на принципах насилия, не на новых коалициях и таможенных союзах, а на основе нового духа, социалистической идеологии. Ратуя за "европейскую федерацию", хотя правильнее было бы назвать это проектом конфедерации, Францель считал необходимым разрушение сложившихся административно-территориальных принципов европейской организации. Основной низовой единицей новой Европы он считал не государство с его границами, которые могли сохраняться, а организованные по национальному принципу общины. В социалистическую свободную Европу будет включена свободная Германия, полагал Францель. Он утверждал, что Германия принесет в новую федерацию социалистический дух и станет житницей новой Европы.

Идейно-теоретические разработки в духе "народного социализма" и консервативной революции была задуманы их авторами из числа судето-немецких социал-демократов как альтернатива нацистским планам разрешения немецкого национального вопроса, что, как они справедливо полагали, вело к новой войне в Европе. И в этом отношении обращает на себя внимание созвучность идей Якша-Францеля с идеями бывшего соратника А. Гитлера О. Штрассера, с 1934 г. жившего в эмиграции в ЧСР.

Францель был знаком со Штрассером еще с тех времен, когда последний был членом СДПГ. Он познакомил со Штрассером и Якша. Между последними установились дружеские отношения и определенное идейное родство: Штрассер публиковался в социал-демократических изданиях, а Якш в газете Штрассера "Дойче Революцион", причем оба под одинаковым псевдонимом – Иоахим Вернер. Штрассер вспоминал, как он запросто заходил в маленькую пражскую квартиру Якша, вел с ним беседы на различные темы. Штрассер подчеркивал, что он и Якш были "друзья на век". Соглашаясь с Якшем и Францелем относительно необходимости создания широкого национального объединения немцев, Штрассер ратовал за социалистический единый фронт между коричневым и черным.

Отметим, что концепция "народного социализма" вызвала резкую критику со стороны представителей австрийской, германской и судето-немецкой социал-демократии, в первую очередь, за отказ от приоритета принципа классовой борьбы. Одним из главных критиков был германский социал-демократ Р. Лёвенталь, который напрямую сравнивал взгляды Якша-Францеля с воззрениями германских националистов, в первую очередь, того же О. Штрассера. Однако руководство германской социалдемократической эмиграции, нашедшее после 1933 г. пристанище в ЧСР, не было склонно поощрять выпады против теоретических рассуждений лидеров партии судето-немецкой социал-демократии, которая дала им убежище и оказывала помощь. Поэтому активной кампании против идеологического ревизионизма Якша и Францеля со стороны германских социал-демократов организовано не было.

Среди судето-немецких социал-демократов выступления Якша-Францеля также не нашли одобрения. Указывалось, что "народный социализм" ассоциируется с деятельностью таких националистических организаций, как "Черный фронт" и "Стальной шлем". Однако в целом критика в адрес Якша и Францеля носила характер спора о содержании тех понятий, которые они использовали в своих произведениях, в первую очередь, таких, как "народный", "национальный социализм". Официальные партийные функционеры достаточно спокойно отнеслись к попытке молодых активистов вклиниться в дискуссию о новом понимании социалистических идей, начавшуюся после 1933/34 гг., тем более, что Францель заявил, что пропагандируемый им и Якшем "народный социализм" является всего лишь "вопросом тактики".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Культура
Херсонеситы придерживались той же религии, что и остальные греки. Верховное божество—Зевс. Почитались также Гея (Земля), Гелиос (солнце) и Дева (заимствованный у тавров), что явствует из херсонесской присяги. Культ Девы получил значительное развитие: Дева являлась покровительницей Херсонеса. В её честь в центре города был построен храм ...

Нашествие Батыя на Русь. Героические сопротивления Русского народа. Устан. Ига Золотой орды. Основные точки зрения на взаимоотношение Руси и Орды в 13- 15 вв.
Основной удар обрушился на города – ремесленно-торговые, административные и культурные центры. Разрушение городов – это и удар по культуре Древней Руси. Нашествие осложнило демографическую ситуацию. Потребовались годы, чтобы восстановить численность населения. Вернувшись из Европы, Батый в 1243 г. образовал на Нижней Волге одно из круп ...

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
Московский бунт показал, в каком глубоком варварстве еще находилась столичная чернь, слуги, мелкие торговцы, фабричные рабочие. Пугачевский бунт показал, какие личности еще бродили в отдаленных провинциях империи. Крестьяне, на которых падали все государственные тягости, все требования собственников и вымогательства чиновников, постоянн ...