История » Хазары и Русь

Хазары и Русь
Страница 4

Этимологические разыскания названия «Киев» привели О. Прицака к Утверждению, что оно происходит от собственного имени «Куя», которое носил «министр вооруженных» сил Хазарии хорезмиец Куя. Он же построил крепость в районе села Берестово и разместил там оногурский гарнизон, якобы нанятый хазарами для охраны своих западных границ. От старой формы названия «огрин» («оногур») О. Прицак вывел и название урочища «Угорское».

Таким образом, согласно О. Прицаку, название «Киев», само по себе в своей древнейшей форме хорезмийского (восточно-иранского) происхождения, ню политически и культурно должно быть признано хазарским.

В качестве еще одного аргумента исследователь приводит название Копыревогоо конца Киева, которое якобы происходило от имени народа кабар. В славянской транскрипции оно могло звучать как «копир». Эта этимология, по мнению О. Прицака, подтверждает, что киевский внутренний город был первоначально заселен хазарскими кабирами (копирами).

В этих построениях исследователя практически все зиждется на искусственных посылках, начиная от конструирования лингвистических структур и кончая собственно исторической топографией Киева. Никаких следов крепости IX в. в районе урочища Угорского археологически не выявлено. Что касается Копыревого конца, то это не только не внутренний город, но даже и не окольный. Еще более существенным аргументом против версии хазарского Киева является археологический материал. В массе своей он типично славяно-русский. Вещи хазарского круга (салтово-маяцкие) в Киеве встречаются в единичных экземплярах. Не выдерживает испытания археологией и утверждение о постройке Киева хазарами не ранее первой половины IX в. Широкие исследования, осуществленные в историческом ядре города, убедительно свидетельствуют, что Киев изначально формировался как восточнославянский поселенческий центр.

Жертвой этимологических построений О. Прицака оказались и поляне, превратившиеся из летописного восточнославянского племени в хазарское. Связав название полян с апеллятивом «поле» и предположив, что в районе Киева на полей не было, только леса, О. Прицак пришел к выводу, что до прихода берега Днепра поляне обитали в степях на восток от него.

Других письменных источников в решении вопроса о том, кто такие поляне и откуда они пришли, кроме «Повести посменных лет», нет. И не случайно именно ее сведения привлечены О. Прицаком для обоснования тезиса о хазарстве полян. Обнаружив, что летописец в двух случаях упомянул полян в одной группе с северянами и вятичами, он сделал вывод, что они были левобережными южными соседями северян и вятичей, следовательно, лазарами. Делать такой ответственный исторический вывод на основании столь сомнительного наблюдения по меньшей мере несерьезно. К тому же поляне значительно чаще выступают соседями древлян и северян, нежели вятичей. Летописец в ряде мест совершенно определенно объединяет полян и древлян в одну группу, противопоставляя ее другой, которую составляли радимичи и вятичи. «Полянамъ же живущим особЪ, яко же рекохомъ, сущимъ от рода словЪньска, и нарекошася поляне, а древляне от слов-Ьнъ же, и нарекошася древляне; радимичи и вятичи от ляховъ».

О. Прицак, исходя из убеждения, что поляне являлись хазарским народом, поставил под сомнение и сообщение летописи о том, что они были данниками хазар. Согласно историку, это более поздний вымысел редактора «Повести временных лет».

О хазарской дани полян в летописи сообщается трижды: в недатированной части «Повести временных лет» и в статьях 859 и 862 гг. Непредвзятый анализ этих сообщений не дает оснований для обвинения летописца в вымысле.

Вот текст из недатированной части: «По сихъ же лЪтЪхъ по смерти братЪЪсея (Кия, Щека и Хорива. – П.Т.) быша обидимы древлями и ин-Ь-ми околными. И наидеша я хазаре сЪдящая на горах сихъ в лЪсЪхъ, и pt-ша хазари: «Платите намъ дань». Обдумавше же поляне и вдаша от дыма мечь, и несоша хазари ко князю своему и къ старЪйшинымъ своимъ».

Старейшины увидели в этой дани недоброе знамение, которое указывало на то, что со временем не поляне хазарам, а хазары полянам будут платить дань. Так оно и произошло, подытожил статью летописец: «Во-лод-Ьють бо казары руськие князи и до днешнего дня».

В статье 858 г. сообщается, что «хазары имаху на полян-fex и на ctee-pta, и на вятичЪхъ, и маху по бЪлЪ и вЪверицЪ от дыма». Здесь О. При-Цаку показалось подозрительным упоминание в качестве дани беличьих шкурок – белки, дескать, не водились в этой части Европы. Это элементарное недоразумение. Говоря словами летописца, можно сказать, что они водятся здесь и до внешнего дня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Возникновение антидемократических альтернатив развития
Мир вступал в XX век в обстановке укрепления индустриальной цивилизации, расширения ее границ (первые ее ростки появились и в Латинской Америке). Определились ведущие страны, первыми осуществившие модернизацию: Англия, США, Франция. Их торопились догнать (а в чем-то даже опережали) Германия и Япония, Россия и Италия, другие государства. ...

Чешская культура второй половины XIX - начала XХ в.
Во второй половине XIX - начале XХв. инструментом для придания культуре национального характера рассматривалось образование. К концу XIXв. система образования в чешских землях представляла собой сложную многоступенчатую структуру, сложившуюся в результате многочисленных преобразований. Наиболее значительными были реформы школы в 1849г. ...

Некоторые вопросы борьбы с проявлениями фашизма и вооруженного экстремизма в современных условиях
Вторая мировая война вовлекла в свою орбиту 61 государство, 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии и Африки, а также на морских и океанских просторах. Зачинщик войны, германо-итало-японский блок, расширяя агрессию, упорно стремился к завоеванию всего мира. На пути к этой цели непрео ...